Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии Управления,
- <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,
- <_> - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,
в отсутствии подателя жалобы - общества с ограниченной ответственностью "ДЖУЛИ" - представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
в присутствии представителя заказчика - Управления образования Бессоновского района Пензенской области: <_> - представителя по доверенности от 01.06.2021 N823/01-23,
в присутствии представителя уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района Пензенской области: <_> - представителя по доверенности от 01.06.2021,
рассмотрев жалобу ООО "ДЖУЛИ" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Выполнение работ по объекту: "Строительство общеобразовательной организации в с.Чемодановка Адрес: Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, ул. Фабричная" (извещение N 0355300100621000029 от 22.06.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - КУМИ администрации Бессоновского района Пензенской области для нужд заказчика - Управления образования Бессоновского района Пензенской области, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
29 июня 2021 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - Пензенское УФАС России) поступила жалоба ООО "ДЖУЛИ" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Выполнение работ по объекту: "Строительство общеобразовательной организации в с.Чемодановка Адрес: Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, ул. Фабричная" (извещение N 0355300100621000029 от 22.06.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - КУМИ администрации Бессоновского района Пензенской области для нужд заказчика - Управления образования Бессоновского района Пензенской области.
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заказчику направлено требование о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 06.07.2021 в 11 часов 30 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе не соответствует требования законодательства в сфере закупок:
- Заказчиком неправомерно объединены в один лот функционально и технологически не связанные услуги, а именно - поставка товаров и выполнение строительных работ, что направлено на искусственное ограничение количества участников закупки, что свидетельствует о нарушении статьи 8, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
- В нарушение требований законодательства в сфере закупок в извещении, документации об электронном аукционе не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 NО мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской ФедерацииN (далее - Постановление N 878), что свидетельствует о нарушении положений и принципов статьи 14 Закона о контрактной системе.
Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 05.07.2021 N964, просила в удовлетворении заявленных в жалобе требований отказать.
На заседании Комиссии Управления представитель заказчика поддержала позицию, изложенную в отзыве на жалобу от 01.07.2021 N982/01-23, в соответствии с которой считает жалобу неподлежащей удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
22.06.2021 уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0355300100621000029 и документация об электронном аукционе "Выполнение работ по объекту: "Строительство общеобразовательной организации в с.Чемодановка Адрес: Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, ул. Фабричная" для нужд заказчика - Управления образования Бессоновского района Пензенской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 347 784 973,93 рублей.
Дата и время начала подачи заявок - 22.06.2021 19:39 (МСК).
Дата и время окончания подачи заявок - 30.06.2021 09:00 (МСК).
Дата проведения аукциона в электронной форме - 30.06.2021 13:00.
Идентификационный код закупки: 213580902616058090100100050024120414.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
- документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик во исполнение указанных норм разместил на официальном сайте вместе с документацией об электронном аукционе и в качестве ее неотъемлемой части проектную документацию в полном объеме, включая локальные сметные расчеты, в том числе расчёт N02-01-08, согласно которому в соответствии с проектной документацией предполагается оснащение объекта капитального строительства необходимым оборудованием, стол обеденный, стул полумягкий, табурет, стол учителя, стул офисный, стол письменный, стол компьютерный, компьютер персональный в комплекте, кресло рабочее, сейф офисный, стул мягкий, МФУ, шкаф для одежды, мягкая мебель и т.д.
На заседании Комиссии Управления представитель уполномоченного органа пояснила, что предполагаемый комплект оборудования функционально и технологически связан с выполнением работ, которые являются объектом и предусмотрены контрактом, заключаемым по итогам проведения электронного аукциона.
Комиссия Управления изучив документы, размещенные в ЕИС по указанной закупке установила, что стоимость требуемого к поставке при выполнении работ оборудования и т.д., согласно локально сметному расчету N N02-01-08 (технологическое оборудование) составляет 7 317 693,00 рублей в ценах 2001 года, что при пересчете в уровень текущих цен на 2 квартал 2021 года составляет 30 899 471,40 рублей, в пересчете в уровень текущих цен с учетом временных и зимних затрат составляет 30 921 659,77 рублей, что составляет 8,9% от начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно позиции центрального аппарата ФАС России (Решение ФАС России от 04.07.2017 N КГОЗ -199/17, Решение ФАС России от 01.06.2017 N КГОЗ- 156/17) часть необходимых к поставке товаров и оборудования, технологически не связанных с предметом закупки может быть предметом поставки при выполнении строительных работ, если стоимость доли оборудования, поставка и установка которого технологически не связанна с выполнением работ, составляет менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта.
На основании изложенного, с учетом пояснений представителя уполномоченного органа Комиссия Управления приходит к выводу, что результат выполнения работ с использованием оборудования, указанных в локально-сметном расчете N02-01-08 направлен на достижение цели проведения закупки - строительство общеобразовательной организации в с. Чемодановка, которая включает в себя строительство и комплектацию объекта строительства технологическим оборудованием.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности, представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о нарушении заказчиком требований Закона о контрактной системе.
Заявитель заявку на участие в электронном аукционе не подавал, запросов о разъяснении положений аукционной документации не направлял. Вместе с тем, податель жалобы не обосновал и не представил доказательств, каким образом рассматриваемое обстоятельство нарушило права и законные интересы, как самого заявителя, так и иных участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы утверждено Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Постановлением N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), т.е. при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень Постановления Правительства РФ N 878, заказчиком должны применяться ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Установлено, что указанный Перечень включен код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое".
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ N 878 подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Как следует из доводов жалобы, согласно локально-сметным расчетам, в рамках исполнения контракта необходимо поставить "Компьютер персональный в комплекте", соответствующий коду ОКПД2 "26".
Согласно пояснениям представителей уполномоченного органа и заказчика,в рамках рассматриваемого аукциона заказчиком, исходя из объекта закупки, в извещении о проведении аукциона установлен код ОКПД2 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)". В случае поставки товара, с кодом ОКПД 2, указанным в Постановлении N 878 такое ограничение устанавливается в извещении о закупке путем выбора из установленного в ЕИС перечня. В случае, если код закупки, установленный в извещении, отсутствует в перечне Постановления, установление требований Постановления N 878 технически невозможен.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что в рассматриваемом случае, первая часть заявки на участие аукционе должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ по строительству, действия Заказчика, не могут свидетельствовать о нарушении положений Постановления N 878, в части не установления ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, а также Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что при осуществлении проектирования и строительства (в том числе образовательных или медицинских учреждений) целесообразно выделять в различные закупки работы по строительству (реконструкции) и поставку товара, в том числе оборудование, при закупках которых должны соблюдаться требования национального режима.
Жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного учреждения подана в Пензенское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией Пензенского УФАС России в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262.
При этом следует отметить, что в рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Пензенского УФАС России не вправе давать оценку действиям заказчика или уполномоченного учреждения в части наличия либо отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции, так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, зарегистрированным в Минюсте России 07.08.2012 N 25125.
Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушения статьи 17 указанного закона не осуществлялось.
Изучив материалы дела, выслушав доводы Заказчика, Уполномоченного органа, и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДЖУЛИ" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Выполнение работ по объекту: "Строительство общеобразовательной организации в с.Чемодановка Адрес: Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, ул. Фабричная" (извещение N0355300100621000029 от 22.06.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - КУМИ администрации Бессоновского района Пензенской области для нужд заказчика - Управления образования Бессоновского района Пензенской области, необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 6 июля 2021 г. N 058/06/106-606/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2021