Резолютивная часть решения оглашена 29.06.2021
В полном объеме решение изготовлено 01.07.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "НОРД-ФАРМ" на действия аукционной комиссии, заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Цефотаксим) (извещение N 0369300128321000157), при дистанционном участии представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница г. Аша" (далее - заказчик) Кожевниковой О.С., Нигерук О.В., действующих на основании доверенностей от 28.06.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 23.06.2021 поступила жалоба ООО "НОРД-ФАРМ" на действия аукционной комиссии, заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Цефотаксим) (извещение N 0369300128321000157) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 03.06.2021 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 120 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 11.06.2021 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
При рассмотрении заявок на участие в аукционе аукционной комиссией, заказчиком не применены положения пункта 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
По мнению заявителя, данные действия аукционной комиссии, заказчика являются неправомерными.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя согласились и указали, что аукционной комиссией при рассмотрении заявок участников закупки допущена ошибка.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства N1289).
Часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска определены Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Объектом закупки является поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (Цефотаксим).
Согласно перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N2406-р, цефотаксим включен в указанный перечень.
В силу пункта 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, а также пункта 1 Постановления Правительства N1289 на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, распространяется сфера применения указанных нормативно-правовых актов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен быть установлен запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении аукциона, пунктам 9, 13 информационной карты документации об аукционе установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов согласно Постановлению Правительства N1289, Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Как установлено материалами дела, в закупке участвовало пять участников.
Участником с номером заявки 88 (ООО "Соликс") к поставке предложен лекарственный препарат со страной происхождения Индия. В заявках с номерами 83 (АО "Областной аптечный склад"), 44 (ООО "Гезель"), 52 (ООО "Лекмедика"), 24 (ООО "НОРД-ФАРМ") содержатся предложения о поставке лекарственных препаратов российского происхождения.
По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией принято решение об отклонении заявки участника с номером 88 (ООО "Соликс") на основании Постановления Правительства N1289. Заявки участников с номерами 83 (АО "Областной аптечный склад"), 44 (ООО "Гезель"), 52 (ООО "Лекмедика"), 24 (ООО "НОРД-ФАРМ") признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации.
Рассмотрев представленные сторонами документы, сведения, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
В заявке ООО "Гезель" (номер 44) указано следующее наименование страны происхождения предлагаемого к поставке товара: Россия.
Вместе с тем, в составе заявки участника закупки отсутствуют предусмотренные пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, пунктами 9, 13 информационной карты документации об аукционе документы, подтверждающие страну происхождения предлагаемого к поставке товара.
Следует отметить, что согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом, заявка ООО "Гезель" (номер 44), содержащая предложение о поставке товара, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, но не содержащая документы, подтверждающие страну происхождения товара, приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
Заявки с номерами 83, 52, 24, поданные АО "Областной аптечный склад", ООО "Лекмедика", ООО "НОРД-ФАРМ", содержат предложения о поставке лекарственных препаратов российского происхождения (производство АО "Биохимик", ПАО "Красфарма", ООО "Компания "Деко").
В целях подтверждения страны происхождения предлагаемых к поставке товаров АО "Областной аптечный склад", ООО "Лекмедика", ООО "НОРД-ФАРМ" в составе заявок представлены предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 сертификаты о происхождении товара.
Таким образом, на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок, содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов различных производителей, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, что подтверждается соответствующими сертификатами о происхождении товара. В данном случае, Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подлежит применению.
С учетом изложенного, заявка участника аукциона ООО "Гезель" (номер 44), которая приравнена к заявке, содержащей предложение о поставке товара иностранного происхождения, должна быть отклонена. Однако, в нарушение частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 аукционной комиссией принято решение о соответствии заявки ООО "Гезель" требованиям аукционной документации.
Согласно материалам дела победителем аукциона признан участник с номером 83 (АО "Областной аптечный склад") с предложением о цене контракта 94 000,00 рублей. Следующими участниками после АО "Областной аптечный склад" являются ООО "Лекмедика" (номер 52), ООО "НОРД-ФАРМ" (номер 24) с предложениями о цене контракта 98 200,00 рублей; 116 000,00 рублей. К поставке предлагаются лекарственные препараты, страной происхождения которых является государство-член Евразийского экономического союза (Россия).
В соответствии с пунктом 1(1) Постановления Правительства N 1289, в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, согласно пункту 1(2) Постановления Правительства N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Таким образом, условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применяются при наличии хотя бы одной заявки, содержащей все предусмотренные пунктом 1(2) Постановления Правительства N 1289 документы, подтверждающие соответствие лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям пункта 1(1) данного Постановления.
Как следует из материалов дела, АО "Областной аптечный склад", ООО "Лекмедика", предложившими к поставке препараты, страной происхождения которых является государство-член Евразийского экономического союза, в составе заявки не представлены сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств".
Также в составе заявок АО "Областной аптечный склад", ООО "Лекмедика" отсутствуют предусмотренные пунктом 1(2) Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
При этом, согласно материалам дела ООО "НОРД-ФАРМ" в составе заявки представлены предусмотренные пунктом 1(2) Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств".
Также в заявке Обществом представлены предусмотренные пунктом 1(2) Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Таким образом, участник, который соответствует всем условиям допуска, предусмотренным Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, является ООО "НОРД-ФАРМ". Следовательно, контракт должен быть заключен с ООО "НОРД-ФАРМ" по цене, предложенной участником - 116 000,00 рублей. Однако в нарушение части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, подпункта 1.4. Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н заказчиком направлен проект контракта для его подписания АО "Областной аптечный склад".
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "НОРД-ФАРМ" на действия аукционной комиссии, заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Цефотаксим) (извещение N0369300128321000157) обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
3. Признать в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, подпункта 1.4. Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 июля 2021 г. N 074/06/105-1728/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2021