Резолютивная часть решения оглашена 06.07.2021
В полном объеме решение изготовлено 09.07.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ИП Баева И.В., при участии в дистанционном режиме:
- представителя ГБУЗ "Челябинский областной медицинский информационно-аналитический центр" Староверова А.С., действующего на основании доверенности от 26.04.2021,
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" Пичуговой Т.В., действующего на основании доверенности N 03 от 08.04.2021,
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" Зубовой Е.С., действующего на основании доверенности N 05 от 08.04.2021,
- представителя ИП Баева И.В. - Жичкиной С.Е., действующего на основании доверенности от 28.03.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 29.06.2021 поступила жалоба ИП Баева И.В. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение монтажных и пуско-наладочных работ при построении локально-вычислительных сетей в медицинских организациях Челябинской области, в рамках реализации государственной программы "Создание цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной системы здравоохранения" (изв. N 0869200000221002040) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 21.06.2021 ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило ГБУЗ "Челябинский областной медицинский информационно-аналитический центр".
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 221 517,78 рублей.
Согласно сведениям, размещенным в извещении, закупка осуществляется в рамках национального проекта "Здравоохранение" (КБК 01МN751140).
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 30.06.2021.
На момент рассмотрения жалобы ИП Баева И.В. контракт не заключен.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и указал, что в документации о закупке не выделена стоимость проектных работ, тогда как объект закупки включает в себя подготовительный этап по разработке проекта, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, в жалобе заявителя указано, что в документации о закупке отсутствует смета, которая определяет как стоимость монтажных работ, так и стоимость материалов, что не позволяет определить затраты на выполнение этапов работ, а также может привести к невозможности исполнения контракта.
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа против доводов жалобы возражали, предоставили письменные пояснения и указали, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта сформировано с учетом статьи 22 Закона о контрактной системе на основе анализа рынка путем получения трех коммерческих предложений, при этом, наличие сметы не является обязательным условием для заключения договора.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в том числе в части согласования предмета договора.
Согласно части 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Частью 2 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Из части 1 статьи 743 ГК РФ следует, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В части 1 статьи 746 предусмотрено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
Таким образом, совокупное толкование норм гражданского законодательства и законодательства о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что существенным условием указанного вида договора является определение как объема работ, предусмотренного технической документацией, так и цены контракта, рассчитанной в соответствии со сметой, что в итоге формирует потребность заказчика.
Как следует из извещения и документации о закупке предметом аукциона является выполнение монтажных и пуско-наладочных работ при построении локально-вычислительных сетей в медицинских организациях Челябинской области, в рамках реализации государственной программы "Создание цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной системы здравоохранения".
В пункте 2 технического задания предусмотрено, что целью строительства является создание локально-вычислительных сетей в помещениях медицинских организаций для доступа к информационным ресурсам системы здравоохранения и к сети Интернет, в рамках реализации государственной программы "Создание цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения".
В пункте 4.1 технического задания раскрыты виды выполняемых работ:
- обследование на объектах медицинской организации, проведение проектно-изыскательских работ;
- согласование с заказчиком проектной документации;
- монтаж структурированной кабельной системы и оборудования локально-вычислительной сети, предусмотренных данным техническим заданием;
- монтаж и подключения силовых кабельных линий, предназначенных для подключения оборудования локально-вычислительной сети;
- проведение/участие в приемо-сдаточных мероприятиях;
- оформление и передача заказчику исполнительной документации.
Из указанных положений технического задания следует, что договор, заключаемый по результатам проведения аукциона, предполагает наличие овеществленного результата в виде построения локально-вычислительной сети при осуществлении монтажных и пуско-наладочных работ, то есть имеет правовую природу договора строительного подряда, порядок заключения которого регламентирован главой 39 ГК РФ.
Вместе с тем, в техническом задании не определен объем работ по монтажу структурированной кабельной системы и оборудования локально-вычислительной сети, предусмотренных данным техническим заданием, монтажу и подключению силовых кабельных линий, предназначенных для подключения оборудования локально-вычислительной сети, а также отсутствует смета, которая бы определяла стоимость указанных работ.
Следует отметить, что в обосновании начальной (максимальной) цены контракта напротив наименования монтажных и пусконаладочных работ, которые необходимо проводить в отдельных медицинских организациях, указано "единица измерения - усл. е.д." и "количество - 1", при этом в спецификации к проекту контракта объем работ, включая единицу измерения, не указаны, что свидетельствует о неопределенности обязательств, которые необходимо выполнить в рамках исполнения контракта.
При этом, на стадии заключения контракта в силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе заказчик включает сведения о цене контракта, а также сведения о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), тогда как объем работ должен определяться заказчиком на стадии формирования документации о закупке, а не при заключении контракта.
Таким образом, в документации о закупке не определены сведения об объеме монтажных работ по построению локально-вычислительной сети, отсутствует смета, определяющая стоимость работ, что свидетельствует о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о несогласованности предмета контракта в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Более того, в пункте 4.2 технического задания указано, что этапы выполнения работ включают в себя: подготовительные работы (1 этап) и выполнение монтажных и пуско-наладочных работ по созданию локально-вычислительной сети в помещениях медицинских организаций (2 этап), тогда как в приложении N 3 к проекту контракта этапы выполнения работ включают в себя выполнение подготовки проекта и монтажные работы, что свидетельствует о противоречивости определения видов работ, которые включаются в каждый этап, что также нарушает часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы заявитель обжалует порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта в части определения стоимости проектных работ в составе стоимости всего комплекса работ.
Вместе с тем, указанные доводы в части расчета начальной (максимальной) цены контракта при проведении закупки не относятся к компетенции антимонопольного органа, так как в силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действия заказчика при осуществлении закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, могут быть обжалованы в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При этом заявление о нарушении антимонопольного законодательства подается в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции. В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица, наименование и место нахождения для юридического лица), имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается, перечень прилагаемых документов. В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Баева И.В. на действия заказчика обоснованными в части описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения
части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадке предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 июля 2021 г. N 074/06/105-1758/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2021