Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
|
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя уполномоченного органа МКУ "ДИРЕКЦИЯ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ И ЗАКУПКАМ ГОРОДА КАЗАНИ" - Лутфуллиной А.Ф. (доверенность Nб/н от от 21.09.2020 г.), представителей заказчика МКУ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ" - Каримовой З.И. (доверенность N114 от 30.06.2021 г.), Алимбек Н.Т. (доверенность N49 от 13.01.2021 г.), в отсутствие заявителя ООО "Джули", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО "Джули" (вх. N8648/ж от 28.06.2021 г.) на действия заказчика МКУ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ", уполномоченного органа МКУ "ДИРЕКЦИЯ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ И ЗАКУПКАМ ГОРОДА КАЗАНИ" при проведении закупки N0811300008321000362 на предмет: Капитальный ремонт зданий МБУДО "Детская музыкальная школа N1 имени П.И.Чайковского" по ул.Горького, 22/26
У С Т А Н О В И Л А:
Изменения извещения о проведении электронного аукциона N0811300008321000362 размещены на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 25.06.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 50 030 030,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о неправомерности установления заказчиком одновременно двух дополнительных требований к участникам закупки в аукционной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Таким образом, в Законе о контрактной системе предусмотрено право Правительства РФ устанавливать к участникам закупок дополнительные требования.
При этом определен исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие Участников закупок таким требованиям.
Документом в рамках реализации указанных пунктов статьи 31 Закона о контрактной системе служит постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В аукционной документации Заказчиком были установлены следующие дополнительные требования, предъявляемые к участникам аукциона (в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44- ФЗ):
Дополнительные требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ:
наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99):
копия исполненного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Дополнительные требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ:
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99):
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Из содержания аукционной документации следует, что Заказчиком было установлено одновременно два дополнительных требования в соответствии с п.1.1 (Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия), п.2.4. (Выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) приложения N1 Постановления Правительства N99.
Предметом настоящего электронного аукциона является капитальный ремонт зданий МБУДО "Детская музыкальная школа N1 имени П.И.Чайковского" по ул.Горького, 22/26.
Здание, на капитальный ремонт которого проводится настоящая закупка отнесена к объектам культурного наследия, что подтверждается информацией, указанной в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов РФ от 23.10.2019 г. N87, а также представленным Заказчиком на заседание Комиссии Приказом Министерства культуры РТ N1031од от 21.09.2015 г.
Согласно части 1 статьи 40 Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (далее - ФЗ Об объектах культурного наследия) под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Исходя из части 4 статьи 40 ФЗ Об объектах культурного наследия Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания, являющегося объектом культурного наследия, и при выполнении этих работ затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности ремонтируемого здания, Комиссией установлено, что заказчиком правомерно установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 приложения N1 Постановления N99.
Кроме того, комиссией также установлено, что указанное здание является объектом капитального строительства, сумма НМЦК превышает 10 млн. руб., что с учетом предмета закупки подпадает под условия установления требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.4 приложения N1 Постановления N99.
При этом необходимо отметить, что нормы Закона о контрактной системе и Постановления N99 не содержат условия, о том, какое требование к участникам закупки следует устанавливать (в т. ч. исходя из чего это определять (критерии), если предмет закупки и его другие параметры (в т. ч. виды работ, НМЦК) подходят под различные случаи (пункты), указанные в приложении N1 Постановления N99. Постановление N99 и Закон о контрактной системе не содержит запрета на установлении 2-х и более требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 приложения N1 Постановления N99.
В рассматриваемом случае, по мнению Комиссии, факт установления заказчиком требований по пунктам 1 и 2.4 приложения N1 Постановления N99 не ограничивает возможность участников участвовать в закупке и не ограничивает конкуренцию, так как, в качестве подтверждения соответствия указанным требованиям необходимо представить:
- по пункту 1 приложения N1 Постановления N99: не менее одного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия со стоимостью не менее 20 процентов НМЦК;
- по пункту 2.4 приложения N1 Постановления N99: не менее одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного по Закону 44-ФЗ или Закона 223-ФЗ, на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) со стоимостью не менее 20 процентов НМЦК;
Таким образом, исходя из указанных норм, следует, что в качестве подтверждения опыта может быть представлен единый контракт, цена которого составляет 20% от начальной цены закупки на проведение работ по капитальному ремонту объекта культурного наследия.
Кроме того, необходимо отметить тот факт, что положение пункта 2.4 Приложения N1 Постановления N99 применяются только в случае, если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн, в случае же, если сумма закупки будет составлять менее 10 млн рублей, заказчик обязан будет установить лишь требование в соответствии с пунктом 1 приложения N1 Постановления N99.
Довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу заявителя ООО "Джули" (вх. N8648/ж от 28.06.2021 г.) на действия заказчика МКУ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ", уполномоченного органа МКУ "ДИРЕКЦИЯ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ И ЗАКУПКАМ ГОРОДА КАЗАНИ" при проведении закупки N0811300008321000362 на предмет: Капитальный ремонт зданий МБУДО "Детская музыкальная школа N1 имени П.И.Чайковского" по ул.Горького, 22/26 необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии Л.А. Акперова
М.А. Тимофеев
Исп.: Акперова Л.А.,
(843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 2 июля 2021 г. N 016/06/31-1117/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2021