Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по обращению Ч. проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" МО г. Краснодар при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обслуживанию автономных модульных туалетов на территории муниципального образования город Краснодар (извещение N 0318300119421000158) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение Ч., согласно которому 17.05.2021 заключено дополнительное соглашение в части снижения количества предоставляемых услуг (исключена заправка дозаторов бумажными полотенцами). 15-16 марта 2021 исполнитель не приступил к оказанию услуг. При этом, 31.03.2021 заказчик по акту N1 принял услуги за март в максимальном размере на сумму 474 929 рублей в объеме 2380 часов: 17 дней (15.03.2021 - 31.03.2021).
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО г. Краснодар проведен электронный аукцион на оказание услуг по обслуживанию автономных модульных туалетов на территории муниципального образования город Краснодар (извещение N 0318300119421000158). Начальная (максимальная) цена контракта 9 950 693,72 рублей. Заказчик - МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" МО г. Краснодар.
В соответствии с ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В составе документации закупки размещено Техническое задание, которое также является приложением к контракту. Согласно Техническому заданию обслуживание автономных модульных туалетов (с 15 марта по 31 октября ежедневно с 8:00 до 22:00) 35 574 часа. Обслуживание автономных модульных туалетов (с 01 ноября по 31 декабря ежедневно с 10:00 до 20:00) 6 710 часов. Общее количество автономных модульных туалетов 11 штук. Место оказания услуг указано в п.1.3 Технического задания. Цель использования результатов услуг санитарное обслуживание населения. В силу п.1.5.6 Технического задания Исполнитель организует оказание услуг и присутствие персонала, производящего уборочные работы с 15 марта по 31 октября ежедневно с 8:00 до 22:00, с 01 ноября по 31 декабря ежедневно с 10:00 до 20:00. Стоимость всех расходных материалов для заполнения санитарно-гигиенического оборудования и обслуживания туалетов входит в стоимость услуг (п.1.5.13 Технического задания).
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещаемая в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
П.1.5.24 Технического задания Характеристика и периодичность оказываемых услуг: не содержит требований. При этом, п.1.5.25 Технического задания Требования к обслуживающему персоналу содержит наименование услуг и периодичность. В частности, указано, что установка туалетной бумаги, заправка диспенсеров и дозаторов бумажными полотенцами, жидким мылом, 1 раз в час. Таким образом, заказчиком в Техническом задании на основании п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе определены необходимые услуги.
По результатам проведения электронного аукциона победителем определено ООО "Аврора" (протокол подведения итогов от 03.03.2021). С победителем на условиях документации заключен контракт. Информация о заключении контракта размещена в ЕИС. 17.05.2021 к контракту заключено дополнительное соглашение N 1, в соответствии с которым в связи с технической ошибкой п.1.5.25 Технического задания, являющегося Приложением N 1 к контракту, изменен: исключены услуги по заправке диспенсеров и дозаторов бумажными полотенцами. Цена контракта не изменена. Положениями статьи 95 Закона о контрактной системе установлены случаи изменения условий контракта:
1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;
8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;
9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Таким образом, дополнительное соглашение N1 от 17.05.2021 к контракту заключено в нарушение ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП.
Также департаментом финансов администрации МО г. Краснодар проведена выездная проверка, в результате которой установлено, что туалетные модули, указанные в п.1.3 Технического задания, были открыты 16.03.2021, 17.03.2021, 19.03.2021, 20.03.2021, 22.03.2021. Согласно акту проверки в соответствии с п.1.5.3 Технического задания в услуги по обслуживанию автономных модульных туалетов входит устранение поломок и повреждений сопутствующей инфраструктуры. Однако в акте от 31.03.2021 N1 стоимость услуг ООО "Авангард" по обслуживанию туалетных модулей указаны без выделения времени, когда туалетные модули не обслуживали население по причине выполнения в них ООО "Авангард" ремонтных работ в соответствии с условиями контракта. В связи с чем, установлено размещение в ЕИС недостоверной информации в части указания времени обслуживания модульных туалетов с 15.03.2021 по 31.03.2021), что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП.
Кроме того, в акте отражено, что в рамках исполнения условий контракта устранение неисправностей в туалетных модулях ООО "Авангард" осуществлялось в течение 35 рабочих дня, за которые стоимость оказания услуг составляет 97 779,50 руб. (35 рабочих дня*14 час.*199,55 руб/час.), что не превышает стоимости материалов и работ по устранение неисправностей в модульных туалетах, определенную в сметном расчете. По мнению департамента финансов администрации МО г. Краснодар оплата акта от 31.03.2021 N1 не повлекла дополнительных расходов средств местного бюджета. В ЕИС размещена информация о претензиях, направленных заказчиком исполнителю по контракту.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. В указанных действиях заказчика - МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" МО г. Краснодар установлено нарушение ч.3 ст.7, ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4 ст.7.32, ч.2 ст.7.31 КоАП.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 июля 2021 г. N ВП-208/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2021