Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Чащина С.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Туапсинская ЦРБ N2" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка сплит-систем" (извещение N 0318300063421000118) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации и указывает, что по поз. 3 "Описание объекта закупки" нет товара с соответствующими характеристиками на рынке нескольких производителей, так как по мнению Заявителя у бытовых кондиционеров отсутствует функция приточной вентиляции.
Заказчиком представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Заказчик не согласен с доводами жалобы и считают, что аукционная документация составлена в соответствии Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Туапсинская ЦРБ N2" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка сплит-систем" (извещение N 0318300063421000118).
Начальная (максимальная) цена контракта - 185 333,33 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе гласит, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заявителем был направлен запрос на разъяснение положений аукционной документации 26.06.2021 NРД1.
Заказчиком в установленный срок Законом о контрактной системе дан ответ.
Вопрос:
1.по поводу фильтров тонкой очистки и их разновидности_
2. Санитарные нормы и "ГОСТ 12.1.003-2014 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Шум. Общие требования безопасности на рабочих местах" ограничивают параметр ШУМ для самых "привилегированных" помещений "не более 50". Излишнее занижение данного параметра является не обоснованным, поскольку ограничения по данному параметру, равно как и возможности предложения оборудования поставщиком, уже определены, и заказчик не имеет права их ужесточать на свое усмотрение_
3. В связи с узким и не выполнимым запросом параметров в ТЗ не смогли определить ни одной марки оборудования.
В связи с этим предполагаем вывод, что по данному ТЗ нет соответствующего оборудования на рынке.
ЛИБО Заказчик взял эти данные с "тайного для нас" оборудования в КП используемого для НМЦК и теперь нам надо найти эту одну модель, либо с других источников на имеющееся оборудование в свободной продаже на территории РФ, но данные в тз указаны с ошибками.
Просим указать 2 бренда (минимум), которые участвовали в НМЦК и создании ТЗ (и соответствуют ТЗ по всем параметрам), с целью оценки объективности объекта закупки и подтверждения соблюдения 135-фз, а так же 44-фз (либо 223-фз) (правила описания, правила определения НМЦК).
По данным ТЗ в совокупности соблюдения всех параметров на рынке должны присутствовать как минимум 2 бренда/производителя, это позиция УФАС в части соблюдения 135-фз, ст17. Ч.1
Если вы укажите 2-3 бренда, но при проверке они не будут соответствовать ТЗ. Тогда КоАП РФ Статья 7.29.3. Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок 2. Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
Напоминаем полную прямую ответственность ответственного лица заказчика за проверку данных на соответствие ТЗ и представленных КП_
Ответ:
Уважаемый участник!
1. Согласно Разделу 2 "Описание объекта закупки", объектом закупки являются именно бытовые кондиционеры, а не напольно-потолочные системы, кассетного, канального и колонного типов. Название товара согласно каталога товаров, работ, услуг - кондиционер бытовой.
2. Согласно ГОСТ 12.1.003-2014 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Шум. Общие требования, шум на рабочем месте оказывает раздражающее влияние на работника, повышает его утомляемость, а при выполнении задач, требующих внимания и сосредоточенности, способен привести к росту ошибок и увеличению продолжительности выполнения задания. Длительное воздействие шума влечет тугоухость работника вплоть до его полной глухоты. Как Вы сами указали в запросе - ограничение параметра ШУМ для самых "привилегированных" помещений не более 50 дБ.в общей совокупности. В бытовых кондиционерах большая часть производителей выдерживает этот показатель на уровне 26 - 32 ед., если к этому еще добавить шум от компьютерного оборудования и прочих источников шума, то и получится ограничение в 50 дБ.
3. Поступивший запрос, на наш взгляд, не содержит вопросов по разъяснению положений документации, а являются ничем иным как попыткой со стороны участника начать переговоры с Заказчиком относительно изменения объекта закупки и получения возможности на участие в осуществлении закупки с предложением товаров, иных по своим свойствам и характеристикам, нежели те, потребность в которых испытывает заказчик. При этом, прямой запрет на такие действия содержится в статье 46 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Пункты 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, позволяют Заказчику определить в документации об аукционе требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, в целях достижения заданных результатов, исходя из уставных целей, потребностей и эффективного результата осуществления закупки (статья 12 Закона о контрактной системе).
Пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе закреплено, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принятия участия того или иного лица в определении поставщика, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям документации об электронном аукционе. Однако отсутствие у лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, само по себе не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком.
Данная норма определяет то, что конкуренция осуществляется, в том числе среди поставщиков, а не только производителей. Действующее законодательство Российской Федерации не связывает понятие хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке только с производителями товаров. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не подтверждает нарушение заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников торгов.
Участник торгов не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе, соответствующие характеристикам, необходимым заказчику.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 года N 11017/10 определены цели и задачи законодательства, регламентирующего осуществление государственных и муниципальных закупок, и устанавливается, что задачей Заказчика является удовлетворение своих потребностей, а не обеспечение доступа к торгам максимально широкому кругу лиц. Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Утверждения об отсутствии в свободном доступе какой-либо продукции, размещенной в рамках настоящей закупки не может являться основанием для внесения изменений в документацию, поскольку, Заказчик не имеет возможности установить достоверность такой информации.
При составлении лота заказчик в первую очередь учитывал необходимость достижения конечного результата - единовременное обеспечение лечебного учреждения необходимым товаром для оказания качественной, своевременной и высокоэффективной медицинской помощи гражданам.
Более того, при определении начальной максимальной цены контракта заказчиком было получено три коммерческих предложения различных поставщиков, готовых осуществить поставку всех товаров, предусмотренном документацией об электронном аукционе.
Требования заказчика, указанные в документации об аукционе, требования к качеству, техническим характеристикам и свойствам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, в силу своих потребностей, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, так как при формировании документации об аукционе в электронной форме Заказчик учитывал необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимым товаром для оказания качественной, своевременной и высокоэффективной медицинской помощи гражданам.
Таким образом, изложенные требования к объекту закупки отвечают объективным потребностям Заказчика, соответственно, основания для внесения изменений в документацию Аукциона отсутствуют.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", где Заказчику по поз.3 требуется к поставке товар:
3 |
Кондиционер бытовой |
28.25.12.130-00000010 |
шт. |
1 |
Характеристики в соотвествии с КТРУ |
|
|
Вид кондиционера |
Сплит-система |
|
|||||
Обслуживаемая площадь, кв.м. |
|
|
|||||
Наличие фильтров тонкой очистки воздуха |
Да |
|
|||||
Наличие антибактериального фильтра |
Да |
|
|||||
Класс энергоэффективности |
А |
|
|||||
Дополнительные функции |
Режим автоматической поддержки температуры |
|
|||||
Дополнительные функции |
Режим приточной вентиляции |
|
|||||
Дополнительные функции |
Режим осушения |
|
|||||
Дополнительные характеристики |
Обоснование дополнительных характеристик: в техническом задании были указаны дополнительные характеристики закупаемой продукции для определения более детальной потребности в соответствии со ст.33 Закона N44-ФЗ и п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145. Указанные характеристики сформированы исходя из потребности Заказчика при осуществлении основного вида деятельности. Ввиду того, что технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством РФ о техническом регулировании не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в том числе товара, используемого при выполнении работ и оказании услуг, документация содержит иные показатели, требования, условные обозначения и терминологию. |
||||||
Режим работы |
Охлаждение/обогрев/осушение/обдув (вентиляция) |
||||||
Дополнительные режимы |
Осушение, ночной, вентиляция |
||||||
Мощность в режиме обогрева, Вт |
не менее 7200 Вт |
||||||
Мощность в режиме охлаждения, Вт |
не менее 7100 Вт |
||||||
Особенности |
Пульт ДУ, регулировка направления воздушного потока, дисплей, таймер включения/выключения, противогрибковая функция |
||||||
Уровень шума внутреннего блока |
не более 31 дБ |
В соответствии с п. 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г N145) включается в том числе следующая информация:
а) потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом следующих сведений:
- в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;
- в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги, в том числе с учетом требований к объектам закупки, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона.
По данному принципу сформировано все описание объекта закупки Заказчик в соответствии с пунктом 3 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г N145), уполномоченный орган устанавливает состав, порядок направления и подписания информации, предусмотренной подпунктами "б" - "д" пункта 10 и указанной в подпункте "б" пункта 14 настоящих Правил. Заказчик использовал все имеющиеся характеристики товара, указанные в КТРУ, а также описал и конкретизировал товар, требуемый к закупке для удовлетворения нужд учреждения, не нарушая вышеперечисленные нормативные акты и закон.
Обоснование включения дополнительных характеристик Заказчик указал в "Описании объекта закупки" в соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Заказчик вправе в соответствии с пунктами 5, 7 Правил использования КТРУ указать потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Заказчик пояснил, что необходимость сплит-системы с приточной вентиляцией необходима для установки в реанимационном отделении. Требования к типу внутреннего блока в Технническом задании отсутствует.
При подготовке технического задания Заказчиком проведен мониторинг рынка бытовых сплит-систем с функцией подмеса свежего воздуха (приточная вентиляция).
Согласно данным характеристикам технического задания подходят минимум три производителя: Hisense AS-24HR4SBATG005G, Haier AS24NM6HRA-1U24RR4ERA, Carrier 42QHG024D8S/38QHG024D8S.
Заявителем доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации, утвержденной заказчиком, требования к товару, создали одному участнику размещения заказов преимущество перед другим, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников размещения заказа, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа, на Комиссии представлены не были.
На участие аукционе было подано 4 заявки.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Чащина С.А. необоснованной.
2.Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300063421000118).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 5 июля 2021 г. N 982/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2021