Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Латрек" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Ейская ЦРБ" МЗ КК при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство; стент для коронарных артерий металлический непокрытый; катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный; катетер ангиографический, одноразового использования; проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использовани; проводник для доступа к периферическим сосудам, ручной; катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использовани; интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый; шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования; магистраль соединительная для введения рентгеноконтрастного вещества; шприц ангиографический; устройство для гемостаза лучевой артерии; набор для клипирования бедренной артерии; тампон для компрессии бедренной артерии, коллагеновый; катетер ротационный для атерэктомии/тромбэктомии; устройство для продвижения бура; катетер ротационный для атерэктомии/тромбэктомии; гамма-коннектор; катетер баллонный для коронарной ангиопластики, режущий; катетер аспирационный для тромбэктомии; краник высокого давления; стент-графт эндоваскулярный для коронарной артерии)" (извещение N 0818500000821003409) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Установленные требования по поз. 22 "Описание объекта закупки" составлены под товар единственного производителя, что не позволяет подать заявку с аналогичными медицинскими изделиями.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласились, документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. В аукционной документации присутствует обоснование неприменения Постановления правительства N878.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий (стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство; стент для коронарных артерий металлический непокрытый; катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный; катетер ангиографический, одноразового использования; проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использовани; проводник для доступа к периферическим сосудам, ручной; катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использовани; интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый; шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования; магистраль соединительная для введения рентгеноконтрастного вещества; шприц ангиографический; устройство для гемостаза лучевой артерии; набор для клипирования бедренной артерии; тампон для компрессии бедренной артерии, коллагеновый; катетер ротационный для атерэктомии/тромбэктомии; устройство для продвижения бура; катетер ротационный для атерэктомии/тромбэктомии; гамма-коннектор; катетер баллонный для коронарной ангиопластики, режущий; катетер аспирационный для тромбэктомии; краник высокого давления; стент-графт эндоваскулярный для коронарной артерии)" (извещение N 0818500000821003409). Заказчик - ГБУЗ "Ейская ЦРБ" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 70 013 500,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии).
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При этом в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил).
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
Из пояснений, представленных Заказчиком следует, что Заказчик в необходимой степени детализировал описание объекта закупки и указал такие дополнительные требования к закупаемому товару, которые имеют существенное значение для его последующего использования при оказании медицинских услуг, обосновав в соответствии с п. 6 Правил, необходимость их использования.
Устанавливая в документации о закупке дополнительные требования к техническим характеристикам товара Заказчик исходил из своих потребностей, необходимости качественного оказания услуг в сфере своей профессиональной деятельности и учитывал медицинскую практику использования аналогичных медицинских изделий.
При этом, обоснование применения дополнительных характеристик приведено Заказчиком в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации аукциона, что не противоречит положениям п.п. 5, 6 Правил.
Заказчиком по поз. 22 "Катетер ангиографический, одноразового использования" установлены требования:
22 |
Катетер ангиографический, одноразового использования |
32.50.13.110/32.50.13.110-00005349 |
|
шт |
450 |
Диаметр катетера внешний, френч. |
5 |
соответствует КТРУ |
Диаметр катетера внутренний, дюйм |
не менее 0,047 не более 0,049 |
Обеспечивает высокую скорость потока контрастного вещества |
||||||
Длина катетера, см |
100 |
соответствует КТРУ |
||||||
Длина мягкого удлинения, см |
не менее 4,5 не более 4,7 |
Обеспечивает атравматичность катетера и точное удержание формы кончика катетера |
||||||
Длина мягкого наконечника,мм |
не менее 2 |
Обеспечивает атравматичность катетера и устраняет возможность травмы сосудо во время установки и инфузии котрастного вещества |
||||||
Исследуемые сосуды |
Сосуды ЦНС, периферические сосуды, коронарные сосуды |
соответствует КТРУ |
||||||
Количество боковых отверстий, шт |
не менее 0 не более 2 |
соответствует КТРУ |
||||||
Форма кончика для левой и правой артерии |
соответствие |
Для проведения диагностических процедур на коронарных артериях |
||||||
Оплетка из проволки нержавеющей стали |
тройная |
Обеспечивает отличную управляемость,сохраняет форму и просвет катетера |
||||||
Совместимость с проводником, дюйм |
не менее 0,038 |
показатель определяет совместимость с другими инструментами, применяемыми при ЧТКА и влияет на хирургическую технику |
||||||
Прочность катетера на разрыв,фунт/кв.дюйм. |
не менее 1200 |
Отсутствие разрыва катетера при давлении 1200 фунтов на квадратный дюйм (84,37 кг на квадратный сантиметр) обеспечивает безопасность манипуляций с катетером во время установки и инфузии котрастного вещества. |
||||||
Максимальная скорость потока при давлении инъекции 1200 фунт/кв.дюйм. с применением контрастного вещества, мл/с |
не менее 21 |
Позволяет ввести максимальное кол-во контраста в короткие сроки манипуляции и обеспечивает првосходную видимость при диагностике. |
Заявитель в жалобе указывает, что поз. 22 "Катетер ангиографический, одноразового использования" сформирована под товар единственного производителя - катетер ангиографический Ursa производства компании "Курация Медикал Лимитед", КНР. Заказчик установил требования технического задания, которые не позволяют подать заявку на участие с иным медицинским изделием.
Параметры катетера ангиографического Ursa производства компании "Курация Медикал Лимитед", КНР:
ООО "Базис Медикал", регистрирующего медицинское изделие - катетер ангиографический Ursa производства компании "Курация Медикал Лимитед", КНР, N РЗН 2018/7524 от 24.08.2018
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке, и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, разъяснено, что из буквального толкования п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом указание особых характеристик товара допускается, если на рынке есть несколько производителей соответствующего товара (п. 1 Обзора).
Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе (п. 2 Обзора).
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения ч. 2 ст. 8, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Латрек" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Ейская ЦРБ" МЗ КК нарушение ч. 2 ст. 8, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ N 145.
3. В связи с тем, что Заказчику - ГБУЗ "Ейская ЦРБ" МЗ КК, уполномоченному учреждению - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" (комиссии) выдано предписание N 259 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 июля 2021 г. N 988/2021-КС (ключевые темы: государственные и муниципальные нужды - товарный знак - изделия медицинского назначения - документация об электронном аукционе - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2021