Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Суворовой О.А. - Анохиной А.В. (доверенность от 20.06.2021 N1), представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М.Кирова" Мазоновой И.С. (доверенность от 30.06.2021), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Суворовой О.А. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М.Кирова" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходного материала для эндоваскулярной хирургии (реестровый N0325500000121000144), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 25.06.2021 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Суворовой О.А. (далее - Заявитель,ИП Суворова О.А.) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М.Кирова" (далее -Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходного материала для эндоваскулярной хирургии (реестровый N0325500000121000144) (далее - электронный аукцион).
В жалобе Заявителя сообщалось, что аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 28.06.2021 N04/4767, 04/4768 рассмотрение жалобы было назначено на 01.07.2021 на 09 час.00 мин.
В указанный срок рассмотрение жалобы началось в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Суворовой О.А. - Анохиной А.В. (доверенность от 20.06.2021 N1), представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М.Кирова" Мазоновой И.С. (доверенность от 30.06.2021).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 11:00 02.07.2021. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
В присутствии представителя индивидуального предпринимателя Суворовой О.А. - Анохиной А.В. (доверенность от 20.06.2021 N1), представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М.Кирова" Мазоновой И.С. (доверенность от 30.06.2021)
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
17.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме и документация об этой закупке.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в аукционной документации требования к товару, ограничивающие количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем по смыслу названной нормы права описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Как следует из материалов дела, в техническом задании на поставку дезинфицирующих средств указано описание дезинфицирующего средства.
Так, в "Техническом задании" аукционной документации установлены характеристики товара, необходимые Заказчику.
По мнению Заявителя, в пунктах 1-4 технического задания аукционной документации необоснованно указаны конкретные значения диаметра и длины интродьюсера, а также материал изготовления, в п.5-13 указан конкретный вид кончика, а в п.14,15 неясно к чему относятся показатели давления.
Кроме того, по мнению Заявителя, в аукционной документации отсутствует трактование знаков "," и ";" значение слова "типа" что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что указанные требования Заказчика в части диаметра и длины интродьюсера, конкретного виды кончика, а также материала изготовления установлены Заказчиком, исходя из имеющейся у Заказчика потребности, и не обусловлены какими-либо иными причинами, кроме как наиболее эффективное удовлетворение нужд Заказчика.
В соответствии с п. 5 Правил использования заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, в соответствии с п. 6 Правил использования в случае представления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Между тем, к примеру в п.16-23 технического задания аукционной документации Заказчиком предъявлены дополнительные требования к характеристикам товара, а также указано обоснование установления таковых, что не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
В случае, если у участника закупки возникли затруднения в восприятии положений документации, он был вправе направить соответствующий запрос на предоставление разъяснений положений документации об аукционе, однако данным правом не воспользовался.
Комиссией также установлено, что в аукционной документации отсутствует надлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, а именно инструкция не содержит информации, каким образом необходимо трактовать знаки ",", ";", а также значение слова "типа".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В свою очередь, Заказчик при разработке документации об аукционе должен четко и однозначно сформулировать все ее условия. Документация о проведении закупки не должна содержать возможность ее вариативного понимания, соответственно, субъективного толкования предложений, указанных в заявках участников, комиссией заказчика.
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник закупки, подающий заявку на право участия в аукционе, при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям должен соответствовать поставляемый товар.
Из изложенного следует, что в целях исключения субъективного усмотрения при разрешении вопроса о допуске заявок к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно предлагаемых к выполнению работ, услуги, поставляемого товара. Наличие же в требованиях заказчика каких-либо разночтений исключает последующую возможность отклонения заявок участников со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
По мнению Заявителя по п.15 технического задания указано требование о наличии формы кончика TIG 4.0, что указывает на конкретного производителя _ Терумо, Япония, в п.16-23 указаны требования, используемые только конкретным производителями, - 3DRC.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что по п. 15 под указанное обозначение подходит также товар, производства Бостон Сайентифик Корпорейшн, а п.21 соответствуют товары производства Медтроник и Кордис.
Что касается остальных позиции (п.16-23 технического задания), то следует отметить, что данные позиции содержат альтернативные предложения параметров товара необходимых к поставке, к примеру, TRA или Atesal, MPA1 или Multipurpose A1.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Заявитель в жалобе указывает что в аукционной документации Заказчика по некоторым позициям (например, п.23 технического задания аукционной документации) не указана цена за единицу товара с конкретным размером такого товара.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Комиссия Управления отмечает, что в случае, когда при проведении закупки на поставку товаров, заказчик не может определить необходимое ему количество товаров, в аукционной документации и извещении о закупке необходимо устанавливать цену за единицу каждого товара с конкретным размером (характеристиками).
Следовательно, в силу приведенных норм Закона о контрактной системе Заказчик был обязан определить начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновать в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае Заказчик пренебрег требованиями указанной нормы Закона о контрактной системе, чем нарушил п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что в свою очередь образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Указанное нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе является существенными и влечет необходимость выдачи предписания об устранении нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Суворовой О.А. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М.Кирова" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходного материала для эндоваскулярной хирургии (реестровый N0325500000121000144) обоснованной в части нарушения требований п. 2 ст. 42, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М.Кирова" нарушившим требования п. 2 ст. 42, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходного материала для эндоваскулярной хирургии (реестровый N0325500000121000144).
3. Выдать государственному заказчику ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М.Кирова" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходного материала для эндоваскулярной хирургии (реестровый N0325500000121000144).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 2 июля 2021 г. N 030/06/64-861/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2021