Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) - Калугер А.П. (действующая по доверенности N73 от 25.06.2021 года), в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Медснаб" - Бондар Н.А. (действующая по доверенности N06 от 25.11.2020 года), рассмотрев заявление государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) от 30.06.2021 N34/744 (вх.N6515 от 30.06.2021 года) о внесении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Медснаб" (ИНН 9718100657, юридический/почтовый адрес: 107076, г.Москва, ул.Матросская Тишина, дом 23, корпус 1, пом.6,ком.8) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 30.06.2020 поступило заявление государственного заказчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) (далее также - Заказчик) о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Медснаб" (далее также - Общество, Победитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения договора поставки от 19.05.2021 года N 111-ЭА (ИКЗ: 211301508168930150100100160420000244) (номер извещения: 0325100016021000112 ) (далее -договор).
Рассмотрев указанное заявление и проведя внеплановую проверку, комиссия Управления установила следующее.
Заказчик провел электронный аукцион на право заключения вышеназванного Контракта (далее - электронный аукцион).
По результатам электронного аукциона победителем было признано Общество, о чем свидетельствует протокол подведения итогов электронного аукциона от 04.05.2021 года N N0325100016021000112-3 , проводимом на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" от 04.05.2021, размещенный 05.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
19.05.2021 между Заказчиком и Обществом был заключен договор поставки от 19.05.2021 года N 111-ЭА, по условиям которого Поставщик обязуется передать Заказчику товар - раствор для консервирования крови, в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора.
Пунктом 4.2 договора установлены сроки поставки товара: с даты заключения договора и по 01.07.2021 года.
В соответствии с пунктом 4.2 договора Поставка товара осуществляется Поставщиком по адресу Заказчика: 414011, г. Астрахань, ул. Покровская роща, 4, ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Астрахань). Время доставки товара для передачи его приемочной комиссии Заказчика устанавливается по рабочим дням с 8-00 до 15-00 час.
Пунктом 4.3 договора установлены условия доставки товара:: доставка товаров осуществляется Поставщиком собственными силами (собственным транспортом или с привлечением специализированной организации). Поставщик обеспечивает доставку товара до склада Заказчика с осуществлением разгрузочных работ собственными силами. Право собственности к Заказчику переходит после приемки товара на складе Заказчика по количеству, качеству и подписания товарной накладной, при наличии всех правильно оформленных товарно-сопроводительных документов.
26.05.2021 года Обществом осуществлена поставка товара Заказчику, о чем свидетельствуют следующие товарные накладные: NМС000000566 от 20.05.2021 года, NМС000000567 от 20.05.2021 года.
В соответствии с пунктом 6.2 договора приемка Товара по количеству, ассортименту, качеству, комплектности и таре (упаковке) производится при его вручении Заказчику в соответствии с условиями Договора, Спецификации, товарной накладной, в случае установления в разделе 7 настоящего договора требования о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств - обязательном предоставлении обеспечения гарантийных обязательств. В качестве первичных учетных документов, подтверждающих (сопровождающих) поставку товаров (передачу результатов выполненных работ, оказанных услуг), возможно предоставление универсального передаточного документа (счета-фактуры) (далее - Товарная накладная), в том числе корректировочных документов к ним.
Пунктом 6.7 договора установлено, что внутритарная проверка (приемка) Товара по количеству, качеству и ассортименту производится Заказчиком в течение 3 (трех) рабочих дней с даты поступления Товара на склад Заказчика.
01.06.2021 года приемочной комиссией Заказчика проведена проверка поставленного Обществом товара по товарным накладным NNМС000000566 от 20.05.2021 года, NМС000000567 от 20.05.2021 года.
Из заключении приемочной комиссии Заказчика следует, что поставленный товар не соответствует установленным в договоре характеристикам.
Данный факт подтверждается следующими документами: актом приемочной комиссии Заказчика N2 от 01.06.2021 года (по товарной накладной NМС000000566 от 20.05.2021 года) и актом N3 от 01.06.2021 года (по товарной накладной NМС000000567 от 20.05.2021 года).
В соответствии с пунктом 6.9 договора в случае обнаружения несоответствия товара (партии товара) по количеству, качеству, комплектности и (или) ассортименту, тары и (или) упаковки, маркировки товара условиям настоящего Договора, Заказчиком в течение 1(одного) рабочего дня после окончания приемки (внутритарной проверки) товара по количеству, качеству и ассортименту направляется Поставщику уведомление о вызове его представителя.
27.05.2021 года Заказчиком в адрес Поставщика направлено письмо о несоответствии характеристик поставленного товара (исх.N34/606 от 27.05.2021 года), а также о вызове представителя Общества.
31.05.2021 года Обществом в адрес Заказчика направлено информационное письмо о неверно отгруженной продукции исх.N2 от 31.05.2021 года, вх.N460 от 01.06.2021 года).
08.06.2021 года Обществом осуществлена поставка товара, что подтверждается товарной накладной NМС000000670 от 03.06.2021 года.
09.06.2021 года приемочной комиссией Заказчика проведена проверка поставленного Обществом товара по товарной накладной NМС000000670 от 03.06.2021 года.
Из заключении приемочной комиссии Заказчика следует, что поставленный товар не соответствует установленным в договоре характеристикам.
Данный факт подтверждается актом приемочной комиссии Заказчика N4 от 09.06.2021 года (по товарной накладной NМС000000670 от 03.06.2021 года).
09.06.2021 года Заказчиком в адрес Поставщика направлено письмо о несоответствии характеристик поставленного товара (исх.N34/663 от 09.06.2021 года).
10.06.2021 года Обществом в адрес Поставщика направлено письмо о невозможности поставить товар в соответствии со спецификацией к договору, а именно раствора консервирования крови объемом 500 мл.,в связи с не выпуском производителем товара "МакоФарма С.А." (завод изготовить Франция) закупаемого товара конкретно с таким объемом (исх.N10062021/01 от 10.06.2021 года, вх.N490 от 10.06.2021 года).
Также в своем письме Поставщик предложил Заказчику заменить объем товара с 500 мл. на 250 мл. с сохранением объемов и характеристик товара.
Заказчик с предложением Общества не согласился, отразив свои доводы в письме исх.N34/669 от 11.06.2021 года.
Пунктом 11.5 договора установлено, что расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством.
15.06.2021 года Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора от 19.05.2021 года N111-ЭА (далее - Решение), в связи с неисполнением ООО "Медснаб" обязательства по поставке товара - раствора для консервирования крови.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
16.06.2021 года Решение направлено в адрес Общества заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор отправления: 41400461570215), а также посредством электронной почты на адрес Общества medsnab.000@yandex.ru 15.06.2021 года в 14 часов 23 минуты, размещено на официальном сайте 15.06.2021 года.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно данным с официального сайта "Почта России" заказное письмо с уведомлением (почтовый идентификатор отправления: 41400461570215) вручено адресату 19.06.2021 года.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Исполнителя о принятом Решении Заказчика считать 19.06.2021 года
Данное решение вступило в силу, а контракт считается расторгнутым с 30.06.2021 г.
Комиссией было установлено, что Заказчик, приняв решение об одностороннем расторжении Договора, выполнил все требования ст.95 Закона о контрактной системе.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовест ных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО "Медснаб" недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время на заседании Комиссии Управления Обществом предоставлено письмо от 09.06.2021 года филиала компании "МакоФарма Интернашл ГмбХ из которого следует, что производитель "МакоФарма САС" (Франция) приостанавливает производство пластиковой тары объемом 500 мл для раствора Цитрат натрия и раствора АСD-А в связи с пандемией, вызванной распространением коронавирусной инфекции Covid-19.
Таким образом, невозможность поставки Обществом товара с необходимыми Заказчику характеристиками обусловлена причинами, не зависящими от него.
Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО "Медснаб" свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у Общества умысла на нарушение условий Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с пунктами 13, 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных соответствующим Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее также - Правила), уполномоченный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих о об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств основания для включения сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Медснаб" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.В удовлетворении заявления государственного заказчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Астрахань) от 30.06.2021 N34/744 (вх.N6515 от 30.06.2021 года) о внесении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Медснаб" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2.Нарушений положений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действиях Заказчика не установлено.
3Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 7 июля 2021 г. N РНП-30-74-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2021