Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "29" июня 2021 г. N93-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления - П.Л.Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Е.М.Балтыковой и ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления К.В.Родиной, в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Герофарм", надлежащим образом извещенного, в присутствии представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области - Гудковой А.В. (действующая по доверенности Nб/н от 06.07.2021 года), надлежащим образом извещенного, на основании обращения ООО "Герофарм" исх.N617/1 от 17.06.2021 года (вх. N6238 от 23.06.2021),перенаправленного из Федеральной антимонопольной службы, статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области (ИНН 3015068159,414056, г.Астрахань, ул.Татищева, 16В) (далее также - Минздрав АО, Заказчик) на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении следующих электронных аукционов:
- на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: Инсулин аспарт (номер извещения: 0125200000721000013),
- на право заключить контракт на поставку на 2020 год лекарственного препарата для медицинского применения: Инсулин Аспарт) (номер извещения: 0125200000720000173), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 23.06.2021 года поступило обращение ООО "Герофарм" исх.N617/1 от 17.06.2021 года (вх. N6238 от 23.06.2021), содержащее информацию о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе при проведении следующих электронных аукционов: 1)на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: Инсулин аспарт (номер извещения: 0125200000721000013), 2)на право заключить контракт на поставку на 2020 год лекарственного препарата для медицинского применения: Инсулин Аспарт) (номер извещения: 0125200000720000173), выразившимся неправомерном установлении к объекту закупки - лекарственному препарату МНН Инсулин аспарт дополнительных требований, в виде содержания вспомогательного вещества Никотинамида без обоснования таких требований.
Проведение внеплановой проверки назначено на 06.07.2021 года в 09 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна,47, каб.402.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Управления объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 08.07.2021 года.
После объявленного перерыва Инспекция Управления продолжила в составе:
руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления - П.Л.Потылицына;
участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Е.М.Балтыковой и ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления К.В.Родиной,
в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Герофарм", надлежащим образом извещенного, в присутствии представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области - Гудковой А.В. (действующая по доверенности Nб/н от 06.07.2021 года), надлежащим образом извещенного.
Инспекция рассмотрела обращение ООО "ГероФарм", а также документы, предоставленные Заказчиком, и установила следующее.
29.01.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: Инсулин аспарт (реестровый N 0125200000721000013) и документация о нем.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 12 373 200,00 руб.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не включаются требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Объектом закупки (реестровый номер извещения: 0125200000721000013) является поставка лекарственного препарата для медицинского применения: Инсулин аспарт.
Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2017 года N1380 утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Особенности).
Пунктом 5 Особенностей установлено, что при описании объекта закупки не допускается указывать:
а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;
б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;
г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);
ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;
з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
Пунктом 6 Особенностей предусмотрено, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Техническом задании аукционной документации установлено следующее требование к закупаемому лекарственному препарату МНН Инсулин аспарт: Раствор, содержащий вспомогательное вещество Никотинамид*
В обоснование установления дополнительной характеристики Заказчиком в аукционной документации установлено следующее: "В соответствии с п.6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 и п. 6 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 года N 1380 указано требование содержания вспомогательного вещества: Никотинамид - установленное требование обусловлено необходимостью достижения у пациентов, страдающих сахарным диабетом, более раннего сахароснижающего эффекта, что обуславливает лучший контроль гликемии и, как следствие, уменьшает риск развития макро и микрососудистых осложнений. Никотинамид в составе лекарственного препарата обеспечивает клинически значимое различие в фармакодинамике и фармакокинетике по сравнению с обычным инсулином аспарт за счет обеспечения более быстрого всасывания инсулина и более раннего появления инсулина в кровотоке пациента".
Вместе с тем, согласно письма ФАС России от 06.11.2018 года NАЦ/89653/18 "О формировании документации на закупку инсулина" форму обоснования необходимости указания характеристик, предусмотренных подпунктами "в" - "и" пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов, заказчик вправе определить сам. Вместе с тем в рамках рассмотрения жалоб (в случае их поступления в антимонопольный орган) заказчиком должно быть представлено документальное подтверждение приведенного в документации обоснования. Например, подтверждением обоснования необходимости указания таких характеристик могут являться медицинские документы пациентов, для которых проводится закупка данных лекарственных препаратов (например, решения врачебных комиссий, эпикризы и т.д.), при условии обеспечения предусмотренного Законом о персональных данных обезличивания персональных данных пациента.
На заседании Инспекции Управления Заказчиком предоставлены документы, подтверждающие обоснование необходимости закупки лекарственного препарата МНН Инсулин аспарт с содержанием вспомогательного вещества Никотинамид (протоколы заседаний врачебных комиссий, сводные заявки Федерального и регионального бюджетов на 2021 год).
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации дополнительных характеристик к закупаемому лекарственному препарату МНН Инсулин аспарт с обоснованием таких характеристик, не нарушают требования Закона о контрактной системе.
К аналогичному выводу Инспекция Управления пришла при проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку на 2020 год лекарственного препарата для медицинского применения: Инсулин Аспарт) (номер извещения: 0125200000720000173).
На основании вышеизложенного, Инспекция
РЕШИЛА:
1.Нарушения государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Астраханской области требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении следующих электронных аукционов: 1)на право заключить контракт на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: Инсулин аспарт (номер извещения: 0125200000721000013), 2)на право заключить контракт на поставку на 2020 год лекарственного препарата для медицинского применения: Инсулин Аспарт) (номер извещения: 0125200000720000173), отсутствуют.
2.Предписание не выдавать.
Руководитель инспекции П.Л.Потылицын
Участники инспекции: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 8 июля 2021 г. N 030/06/33-874/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2021