Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 28.06.2021 N 402 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП М (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, Мосейчук А. В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, в присутствии представителей заказчика - ОГКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Белгородской области" (по доверенности от 25.02.2021), (по доверенности от 30.06.2021), представителя уполномоченного органа - Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области (по доверенности от 14.01.2021 N 34-1-06/10), представителя заявителя - ИП М (по доверенности от 01.04.2021 N 1), представителя заинтересованного лица ООО ТК "КапиталЪ" (по доверенности от 02.10.2021 N 1), рассмотрев материалы дела N 031/06/64-466/2021 по жалобе на положения документации об электронном аукционе "Поставка противогазов гражданских фильтрующих" (закупка N 0126200000421002359), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Мна положения документации об электронном аукционе "Поставка противогазов гражданских фильтрующих" (закупка N 0126200000421002359) (далее - Электронный аукцион).
Из поступившей жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно: согласно спецификации на поставку противогазов гражданских фильтрующих (приложение N 1 "Описание объекта закупки") установлена характеристика "Корпус комбинированного фильтра выполнен из металла". Заявитель считает, что металл не является единственным материалом, сохраняющим свои свойства в процессе хранения и эксплуатации в течение срока годности, данная характеристика ограничивает конкуренцию.
Кроме того, согласно спецификации, на поставку противогазов гражданских фильтрующих (приложение N 1 "Описание объекта закупки"), установлен показатель присоединение комбинированного фильтра к лицевой части "одностороннее боковое или двустороннее боковое", заявитель считает, что данный показатель не соответствует действующим нормативным документам, а также указанный показатель ухудшает характеристики средства индивидуальной защиты органов дыхания, ограничивает конкуренцию.
Таким образом, заказчик допускает нарушение норм пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик - ОГКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Белгородской области", уполномоченный орган - Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области, представили возражения на жалобу, с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Представители заказчика и уполномоченного органа поддержали доводы, указанные в возражениях.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП М, возражения заказчика и уполномоченного органа, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 08.06.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - "Поставка противогазов гражданских фильтрующих".
Начальная (максимальная) цена контракта - 299 700,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Масленниковой С.Е. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с Приложением N 1 "Описание объекта закупки", Заказчиком установлены требования "Корпус комбинированного фильтра выполнен из металла. Фильтр герметичный в соответствии с методикой испытаний по ГОСТ 23223-78"; "Присоединение комбинированного фильтра к лицевой части: одностороннее боковое или двустороннее боковое".
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что при формировании потребности заказчика был изучен рынок для определения поставки противогазов фильтрующих гражданских, а также формирования начальной (максимальной) цены контракта (применялся метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), предусмотренный частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе).
Товар, соответствующий описанию объекта закупки, представлен на рынке в свободной продаже (наличие конкурентной составляющей при проведении электронного аукциона), о чем свидетельствуют коммерческие предложения от трех разных компаний (копии представлены в материалы дела). При описании объекта закупки, заказчик руководствовался положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Описание объекта закупки (Приложение N 1 документации) было сформировано в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе и действующими ГОСТами 12.4.235-2019 "Фильтры противогазовые и комбинированные", 22.9.19-2014 "Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие", 12.4.293-2015 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Маски", в части содержащихся в них показателей.
В соответствии с требованиями, изложенными в описании объекта закупки, фильтр противогаза должен иметь металлический корпус.
В описание объекта закупки включены обоснование указанного требования, а именно: с целью гарантированного сохранения защитных свойств шихты и противоаэрозольного элемента в процессе эксплуатации и всего срока хранения, в том числе в условиях перепадов температур и влажности воздуха, а также обеспечения контроля сохранности фильтра.
При этом, согласно пояснениям заказчика, большинство изготовителей противогазов комплектуют свои изделия фильтрами в металлических корпусах, на которые наносится лакокрасочное покрытие. Противогазы с фильтрами в металлических корпусах обладают существенными преимуществами по сравнению с противогазами, которые оснащены фильтрами из других материалов. Фильтры в металлических корпусах имеют длительную положительную статистику гарантированного сохранения защитных свойств в процессе хранения; металлический корпус устойчив к воздействию отравляющих веществ, а также перепадам температур; в процессе хранения гарантировано не происходит изменение формы и размеров присоединительной резьбы; сохранение лакокрасочного покрытия на корпусе является свидетельством соблюдения правил хранения и отсутствия механического воздействия на фильтр и т.д. Указанные свойства характерны только для металлических фильтров и не могут быть в полной мере обеспечены фильтрами из других материалов. Металлические корпуса фильтров позволяют свести к минимуму процент выбраковки изделий, находящихся в резервах (запасах) имущества, предназначенного для целей выполнения мероприятий по гражданской обороне. Для металлических фильтров приказом МЧС России от 27 мая 2003 года N 285 (пункт 2.9.12) установлены критерии проверки их сохранности в течение всего срока хранения, тогда как, для фильтров из других материалов такого рода критерии отсутствуют, что не позволяет однозначно контролировать сохранность фильтров, находящихся в резервах имущества гражданской обороны.
ГОСТ Р 22.9.19-2014 и ГОСТ 12.4.235-2012 (ГОСТ 12.4.235-2019) не устанавливают запрета на применение металла в качестве материала изготовления корпуса фильтра с целью улучшения защитных и эксплуатационных свойств изделия. Таким образом, установленное требование нельзя считать противоречащим ГОСТ Р 22.9.19-2014 и ГОСТ 12.4.235-2012 (ГОСТ 12.4.235-2019).
Из вышесказанного следует, что требование о наличии у противогаза фильтра в металлическом корпусе с указанным обоснованием не нарушает правила описания объекта закупки, установленные в статье 33 Закона о контрактной системе.
В части требования об одностороннем боковом или двустороннем боковом присоединении фильтра противогаза к лицевой части, Комиссией принято во внимание, что данный способ крепления соответствует ГОСТ 22.9.19-2014.
Типы расположения фильтра (одностороннее боковое, двустороннее боковое) предусмотрены в таблице 3 пункта 5.3.6 ГОСТ 22.9.19-2014. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик вправе использовать при описании объекта закупки положения документов национальной системы стандартизации.
Указанное требование отражает потребность заказчика. Указанный тип присоединения фильтра обеспечивает возможность беспрепятственного движения головы в вертикальной плоскости. Центральное расположение фильтра препятствует движениям головы в вертикальной плоскости. Важна возможность беспрепятственного наклона головы вниз, а также исключение всяческих помех зрению в нижней полусфере поля зрения. В противном случае оказание помощи в условиях чрезвычайной ситуации может быть существенно затруднено. Если масса фильтра достигает значений при которых возникает неплотное прилегание к лицу и увеличение подсоса вредных веществ в зону дыхания, то такой фильтр присоединяется к лицевой части через соединительную гофрированную трубку.
В связи с указанными обстоятельствами Заказчиком были установлены требования к характеристикам фильтров противогазов и типам расположения фильтров.
Комиссией принято во внимание, что документация об Электронном аукционе не содержит указания на товарный знак, знаки обслуживания, фирменного наименования, патентов и.тд.
Кроме того, объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об Электронном аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика. О наличии таких лиц свидетельствуют коммерческие предложения, полученные заказчиком при определении начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия пришла к выводу, что аукционная документация составлена с учетом потребностей заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе. При этом заявителем на заседании Комиссии не представлено в материалы дела доказательств наличия препятствий для участия в Электронном аукционе.
При указанных обстоятельствах доводы жалобы ИП Масленниковой С.Е. являются необоснованными.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП М. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 1 июля 2021 г. N 031/06/64-466/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2021