Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, в присутствии представителей заказчика - ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области", уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, в отсутствие представителей заявителя - ООО "Норма" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 031/06/50-468/2021 по жалобе ООО "Норма" на положения документации по проведению открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции газопровода-отвода на ГРС п.Чернянка Ду300 мм в месте пересечения с проектируемой автомобильной дорогой II категории "Старый Оскол-Новый Оскол" в Чернянском районе Белгородской области (N закупки 0126200000421002262), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Норма" на положения документации по проведению открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции газопровода-отвода на ГРС п.Чернянка Ду300 мм в месте пересечения с проектируемой автомобильной дорогой II категории "Старый Оскол-Новый Оскол" в Чернянском районе Белгородской области (N закупки 0126200000421002262) (далее - Электронный конкурс).
Из жалобы следует, что в документации по проведению Электронного конкурса установлен порядок оценки заявок, не соответствующий требованиям Закона о контрактной системе и "Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085. А именно, заказчиком по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" нестоимостного критерия учитываются только контракты (договоры), стоимость выполненных работ по каждому из которых составляет не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта. При таких обстоятельствах, участники закупки, имеющие опыт выполнения большого количества контрактов (договоров) с меньшей НМЦК, неправомерно лишены возможности набрать максимальное количество баллов.
Уполномоченный орган - управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области представил возражение на жалобу ООО "Норма", с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, считает жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа поддержали позицию, изложенную в представленном возражении уполномоченного органа на жалобу ООО "Норма", просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Норма", возражение уполномоченного органа, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 02.06.2021 размещены извещение и документация по проведению Электронного конкурса
Объект закупки - выполнение комплекса работ по реконструкции газопровода-отвода на ГРС п.Чернянка Ду300 мм в месте пересечения с проектируемой автомобильной дорогой II категории "Старый Оскол-Новый Оскол" в Чернянском районе Белгородской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 50 941 600,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Норма" контракт по результатам Электронного конкурса не заключен.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Из пункта 8 Правил следует, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 27(2) Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В соответствии с пунктом 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
-особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Приложением N 7 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" к документации об Электронном конкурсе установлены следующие критерии оценки:
- стоимостные критерии оценки - цена контракта; значимость критерия: 60 %;
- нестоимостные критерии оценки - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; значимость критерия: 40 %.
В отношении нестоимостного критерия в документации предусмотрен показатель "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", при этом указано следующее:
При оценке заявок по критерию "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" учитываются следующие виды контрактов (договоров) - исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ сопоставимого характера и объема по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции которого является объектом закупки (подпункт "а" пункта 27(3) Правил). К таким видам объектов капитального строительства относятся линейные объекты капитального строительства сопоставимого характера. Сопоставимость определяется в соответствии с видом и объемом работ по конкурсной документации (реконструкция газопровода, не менее 668,3 м).
Оценивается предложение участника закупки об общей стоимости исполненных контрактов (договоров) (исчисляемой в рублях) за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке по контрактам (договорам), стоимость выполненных работ по каждому из которых составляет не менее 25 % от начальной (максимальной) цены контракта (Н(М)ЦК), на право заключить который проводится закупка (к оценке принимаются только исполненные контракты (договоры)).
По мнению заявителя, вышеназванное положение документации об Электронном конкурсе о принятии к оценке исключительно контрактов (договоров), стоимость выполненных работ по каждому из которых составляет не менее 25 % от начальной (максимальной) цены контракта, является неправомерным и ограничивает конкуренцию.
Вместе с тем, при рассмотрении дела представители заказчика, уполномоченного органа пояснили следующее.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Предметом Электронного конкурса является выполнение комплекса работ по реконструкции газопровода-отвода на ГРС п.Чернянка Ду300 мм в месте пересечения с проектируемой автомобильной дорогой II категории "Старый Оскол-Новый Оскол" в Чернянском районе Белгородской области.
В соответствии с проектной документацией по объекту Электронного конкурса общая протяженность газопровода-отвода составляет 668,3-м.
Таким образом, согласно условиям документации об Электронном конкурсе к оценке принимаются контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ, относящихся к виду объекта капитального строительства - линейные объекты, выполнение работ по которому является объектом Электронного конкурса. При этом, оценке подлежат сопоставимые с предметом контракта объекты, в том числе по протяженности газопровода, что не противоречит положениям Правил.
Согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 02.11.2020 N 24-05-05/95571, заказчик самостоятельно устанавливает нестоимостные критерии оценки, показатели таких критериев и раскрывает их содержание с учетом особенностей, установленных Правилами.
Определенный заказчиком нестоимостной критерий оценки - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, а также установленный по данному критерию показатель - общая стоимость исполненных контрактов (договоров) полностью соответствуют положениям пункта 27(2) Правил.
При этом, ни нормами Закона о контрактной системе, ни нормами Правил не предусмотрены запреты на установление в документации о закупке условий о процентном соотношении стоимости принимаемых к оценке исполненных контрактов (договоров) к начальной (максимальной) цене контракта, которые указывают на сопоставимость имеющегося у подрядчика опыта выполнения работ с предметом закупки.
При таких обстоятельствах, установленный заказчиком порядок оценки по нестоимостному критерию не может расцениваться как неисполнение требований Закона о контрактной системе и Правил.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания обоснованности жалобы, а также нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
ООО "Норма" на рассмотрение жалобы не явилось, опровержений доводов заказчика, а также обстоятельств, свидетельствующих о нарушении спорными положениями документации об Электронном конкурсе прав и законных интересов общества, не представило.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Норма" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 5 июля 2021 г. N 031/06/50-468/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2021