На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 014/06/99-1317/2021 от 29 июня 2021 года, сообщения из средств массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства о контрактной системе заказчиком ГБУ "Авиалесоохрана", уполномоченного учреждения ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)" при заключении государственных контрактов с единственным исполнителем на оказание авиационных услуг, направленное <_> (вх. N 5746 от 29.06.2021 г.), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Комиссией в следующем составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя комиссии;
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена комиссии;
<_> - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена комиссии;
проведена внеплановая проверка законности действий (бездействия) ГБУ "Авиалесоохрана", уполномоченного учреждения ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)" при заключении государственных контрактов с единственным исполнителем на оказание авиационных услуг
1. Полное (краткое) наименование проверяемой организации (заказчика), юридический и почтовый адрес, а также ОГРН, ИНН, КПП:
Наименование: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутская база авиационной охраны лесов" (далее - ГБУ "Авиалесоохрана", заказчик).
Юридический адрес: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Пионерская, дом 9;
Почтовый адрес: 677000, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Пионерская, дом 9;
ОГРН: 1071435002374;
ИНН: 1435184059;
КПП: 143501001.
2. Полное (краткое) наименование проверяемой организации (заказчика), юридический и почтовый адрес, а также ОГРН, ИНН, КПП:
Наименование: Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я), уполномоченное учреждение, аукционная комиссия).
Юридический адрес: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, проспект Ленина, д.22;
Почтовый адрес: 677000, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, проспект Ленина, д. 22;
ОГРН: 1181447012086;
ИНН 1435335477;
КПП: 143501001.
Проверка проведена с 30 июня 2021 года по 07 июля 2021 года.
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 209, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Вид проверяемой деятельности: действия (бездействие) заказчика при заключении государственных контрактов на оказание авиационных услуг с единственным поставщиком.
Сообщение из средств массовой информации указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе заказчиком ГБУ "Авиалесоохрана" при заключении государственных контрактов с единственным исполнителем на оказание авиационных услуг:
- неверный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно заключение контракта с единственным поставщиком без проведения конкурентных закупок;
- заключение контракта по завышенной цене.
Из представленных к проверке материалов, а также сведений с официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) установлено следующее.
Заказчики при расходовании средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации обязаны руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ и осуществлять отбор поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурентных процедур, установленных статьей 24 Закона N 44-ФЗ, либо у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок следует, что заказчиком ГБУ "Авиалесоохрана" для заключения государственных контрактов в 2021 году на оказание авиационных услуг осуществлено 26 конкурентных закупок путем проведения аукционов в электронной форме в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, 3 процедуры проведены в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
По результатам проведения электронных аукционов на оказание авиационных услуг в рамках Закона N 44-ФЗ:
- 3 аукциона в электронной форме признаны несостоявшимися, по причине того, что до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в адрес оператора электронной площадки не подана ни одна заявка на участие в электронном аукционе;
- по результатам 7 аукционов в электронной форме заказчиком заключены государственные контракты с ООО АП "МИАН" на общую сумму 1 190 743,41 рубля:
- по результатам 7 аукционов в электронной форме заказчиком заключены контракты с АО АК "Полярные авиалинии" на общую сумму 40 669 892,85 рубля;
- по результатам 2 аукционов в электронной форме заказчиком заключены контракты с ИП Гуваковым М.И на общую сумму 24 737 609,40 рублей;
- по результатам 4 электронных аукционов заказчиком заключены контракты с ООО ПКАП "Дельта К" на общую сумму 843 965,00 рублей;
- по результатам 1 аукциона в электронной форме заказчиком заключен контракт с АО Авиакомпания "Алроса" на сумму 230 435,46 рублей;
- по результатам 2 аукционов в электронной форме заказчиком заключены контракты с ООО "Авиапатруль-ДВ" на общую сумму 132 997,90 рублей.
В соответствии с указом Главы Республики Саха (Якутия) от 01.10.2018 года N 19 "Об уполномоченном учреждении на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия) ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)" наделено полномочиями для заказчиков РС (Я), на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении ими закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о контрактной системе.
Следовательно процедуры определения исполнителей путем проведения электронных аукционов на оказание авиационных услуг, в том числе рассмотрения заявок участников закупок и признание победителей электронных аукционов было осуществлено уполномоченным учреждением.
Основания для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлены положениями части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, а также, учитывая положения статьи 16 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2020 N 647 "Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 443".
На основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.
Согласно государственному стандарту ГОСТ Р 22.0.06-95 лесные пожары являются источником природной чрезвычайной ситуации.
Заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчиком для ликвидации чрезвычайных ситуаций (лесные пожары) с единственным исполнителем заключены контракты:
- 10 государственных контрактов с АО АК "Полярные авиалинии" на общую сумму 189 869 224,60 рубля;
- 1 государственный контракт с АО АК "Алроса" на сумму 19 587 014,10 рублей;
- 1 государственный контракт с ООО АП "МИАН" на сумму 19 910 404,80 рубля;
- 4 государственных контракта с ООО ПКАП "Дельта К" на сумму 78 671 447,10 рублей.
Комиссия Якутского УФАС изучив закупки заказчика ГБУ "Авиалесоохрана" на оказание авиационных услуг в 2021 году, нарушений неверного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно заключение контракта с единственным поставщиком без проведения конкурентных закупок не выявила.
Таким образом, первый довод статьи не подтвердился.
По второму доводу статьи в части установления завышенной цены контрактов, в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, обращение <_> перенаправлено в Министерство финансов Республики Саха (Якутия), для дачи оценки обоснованиям начальной (максимальной) цены контрактов.
Комиссия Якутского УФАС России изучив вышеуказанные закупки выявила следующее:
1. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, размещенная в единой информационной системе должна быть полной и достоверной.
Частью 4 статьи 64 к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
При проведении электронных аукционов на оказание авиационных услуг (изв. N 0816500000621005532, 0816500000621002536, 0816500000621002658)заказчиком в пункте 4 Извещения и Информационной арты "Форма и порядок оплаты" аукционной документации указана ссылка на пункт 4 части 5 контракта, который отсутствует в проекте контракта.
Таким образом заказчик признан нарушившим часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются следующие документы и информация:
1) наименование заказчика;
2) источник финансирования;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
5) дата заключения контракта;
6) объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) и срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта;
7) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационный номер налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением информации о физическом лице - поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино, фотофондов и аналогичных фондов, о физическом лице, с которым заключен контракт в соответствии с пунктами 13 и 17 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
8) информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены;
9) копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика;
10) информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций);
11) информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения;
12) идентификационный код закупки;
13) документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
14) решение врачебной комиссии, предусмотренное пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 и пунктом 28 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, с обеспечением предусмотренного законодательством Российской Федерации в области персональных данных обезличивания персональных данных;
15) иные информация и документы, определенные порядком ведения реестра контрактов.
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При осуществлении проверки в части своевременного направления информации в реестр контактов о заключенных контрактов Комиссия Якутского УФАС установила нарушение сроков направления информации по следующим контрактам: заказчиком 30 марта 2021 года по результатам, проведенных аукционов в электронной форме заключены государственные контакты с ООО "АК "МИАН" N 0816500000621002397_160705, с АО АК "АЛРОСА" N 0816500000621002396_160705, с АО "АК "Полярные авиалинии" NN 0816500000621002379_160705, 0816500000621002398_160705, при этом информация о заключении данных контрактов направлена в реестр контрактов 07.04.2021 года.
Таким образом, заказчик признан нарушившим часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать заказчика Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутская база авиационной охраны лесов" нарушившим часть 3 статьи 7, часть 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В связи с тем, что по результатам проверенных закупок государственные контракты исполнены, предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 июля 2021 г. N 014/06/99-1317/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2021