Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СМУ "Прогресс" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Истра(далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий по адресу: г. Дедовск, Центральная площадь, д. 1; г. Деовск, ул. Ногина, 2, ул. Войкова, д. 14, 16 (извещение N 0848300048221000189 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 14.05.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 37 548 868, 59 руб.;
3) дата окончания подачи заявок -23.06.2021;
4) на участие в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государства, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления N 617 установлен Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 5 Постановление N 617 для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
Согласно извещению о проведении Аукциона, предметом закупки является "Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий по адресу: г. Дедовск, Центральная площадь, д. 1; г. Деовск, ул. Ногина, 2, ул. Войкова, д. 14, 16".
В соответствии Техническим заданием документации об Аукционе предусмотрена поставка, в том числе, товаров: "Скамья гимнастическая", "Перекладина разноуровневая тройная", "Брусья двухуровневые гимнастические "Рукоход прямой", "Скамья гимнастическая наклонная".
По мнению Заявителя, вышеуказанные товары соответствуют коду ОКПД 2 32.30.14. "Снаряды, инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах", включенный в Постановление N 617.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым вышеуказанные товары соответствуют коду ОКПД 2 32.30.15.239 "Инвентарь прочий для занятий спортом или для игр на открытом воздухе", не включенный в Постановление N 617, в связи с тем, что оборудование, закупаемое Заказчиком, применяется исключительно для использования на открытом воздухе.
Таким образом, изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части не установления ограничений допуска в соответствии с Постановлением N 617 не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств обратного.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены условия запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Пунктом 1 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
В соответствии Техническим заданием документации об Аукционе предусмотрена поставка, в том числе, товаров: "Диван парковый тип 4, Диван парковый тип 1, Диван парковый тип 2, Диван парковый тип 3".
По мнению Заявителя, вышеуказанные товары соответствуют коду ОКПД 2 31.01.11. "Мебель металлическая для офисов", включенный в Постановление N 616.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым вышеуказанные товары соответствуют коду ОКПД 2 32.99.59.000 "Изделия различные прочие, не включенные в другие группировки", не включенный в Постановление N 616.
Таким образом, изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части не установления запрета на допуск в соответствии с Постановлением N 616 не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств обратного.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом
задании документации об Аукционе установлены характеристики товаров не в соответствии с Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 4 Правил использования каталога установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В Техническом задании документации об Аукционе установлены требования к характеристикам поставляемых товаров.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отсутствуют соответствующие позиции, предусмотренные документацией об Аукционе.
Изучив документацию об Аукционе, а также представленные на заседание Комиссии письменные пояснения Заказчика, Комиссия установила, что требования к товарам, содержащиеся в документации об Аукционе, не ограничивают количество участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в составе документации об Аукционе размещено Приложение N 1 к Техническому заданию в формате PDF, не позволяющем осуществлять копирование и заполнение заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
На заседании Комиссии установлено, что Приложение N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, размещенное Заказчиком на Официальном сайте в формате "Excel", позволяет осуществлять поиск и копирование произвольного фрагмента текста, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
5. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, объектом закупки является "Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий по адресу: г. Дедовск, Центральная площадь, д. 1; г. Деовск, ул. Ногина, 2, ул. Войкова, д. 14, 16".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в пункте 22 Информационной карты документации об Аукционе установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с приказом Минфина России N 126н.
При этом, пунктом 24 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе: "5) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона N 44 - ФЗ, а именно Приказ Минфина от 04.06.2018 N 126н: Подтверждением соответствия является предоставление в составе заявки информации (декларации) о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и информации о совокупном количестве баллов за выполнение., или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам закупки о предоставление в составе заявки информации (декларации) о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. На заседании Комиссии установлено, что в Приложении N 1 установлены требования к характеристикам товаров, в том числе: для товара "Качалка тип 1" установлено "Несущая конструкция качалки выполнена из круглых электросварных труб или выполнена из профильных труб", "Размер профильных трубы несущей конструкции качалки": "Сечением не менее 80х80 мм".
При этом, не установление в требуемом значении показателя варианта выбора словосочетания "не применяется" в соответствии с инструкцией, вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Аналогичное нарушение допущено Заказчиком при установлении иных характеристик товаров.
Кроме того, в Приложении N 1 установлены требования к характеристикам товаров, в том числе следующие: "Размер пиломатериала под подвесным мостиком Сечением не менее 20*90 мм", "Сечение материала площадок, установленных на опорных стойках не <30х90; не <40х140 мм".
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.06.2021 N0848300048221000189-1-1 (далее - Протокол) участнику закупки с номером заявки "109883006" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
"Комиссией принято решение о недопуске участника закупки к участию в электронном аукционе на основании п. 2) ч. 4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе). По наименованию товаров, указанных в Приложении к Техническому Заданию (Ф2): п.21 Диван парковый тип 2 Заказчиком установлены требования к показателям: "Материал каркаса и ножек: изготовлены из металлического листа, изготовлены из профильной трубы", "Открытые концы каркаса и ножек из профильной трубы: закрыты пластиковыми заглушками или не применяется". Участником представлены следующие значения показателей "Материал каркаса и ножек: изготовлены из профильной трубы", "Открытые концы каркаса и ножек из профильной трубы: не применяется". Согласно инструкции: "В случае, если в соответствии с выбором одной марки (типа, вида, отличительной характеристики) товара остальные показатели не соответствуют данной марке (типу, виду, отличительной характеристике), для таких показателей участник должен указать "-", "не используется", "не применяется", "отсутствует", при этом данное требование имеет приоритет". Показатель "Открытые концы каркаса и ножек из профильной трубы" соответствует выбранному участником типу материала каркаса и ножек "изготовлены из профильной трубы", соответственно участник должен был предоставить значение для показателя "Открытые концы каркаса и ножек из профильной трубы: закрыты пластиковыми заглушками".
Изучив заявку участника закупки, представленную на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка участника закупки "109883006" не противоречит требованиям документации об Аукционе по основанию, указанному в Протоколе.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМУ "Прогресс" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делу от 29.06.2021 N 50/06/24770эп/21.
5. Материалы дела от 29.06.2021 N 50/06/24718эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29 июня 2021 г. N 50/06/24718эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2021