Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Магнум" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа - центр спорта "Метеор" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Мониторинг и организация закупок городского округа Жуковский" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке основания, приобретению и установке легкоатлетических беговых дорожек на стадионе "Метеор", расположенном по адресу: Московская обл., г. Жуковский, ул. Пушкина, д. 3 (извещение N 0848300060521000081 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, в части ненадлежащей оценки документов и сведений, представленных в составе второй части заявки Заявителя.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
- начальная (максимальная) цена контракта - 40 508 321,06 руб.,
- дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 16.06.2021;
- на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
- к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки.
- по результатам рассмотрения вторых частей, заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации.
7) победителем Конкурса признано ООО "РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" с ценовым предложением 40 103 237,85 руб.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 21.06.2021 NППИ1 (далее - Протокол), Конкурсной комиссией участнику закупки с номером заявки "109858224" (Заявитель) по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня" присвоено 67,09 баллов, в том числе по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" - 7,09 баллов.
В Критериях оценки Конкурсной документации по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе следующее:
"Комиссией будет оцениваться общая стоимость успешно исполненных контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Гражданским кодексом Российской Федерации.
Под услугами/работами сопоставимого характера понимаются услуги/работы, связанные с заменой, ремонтом спортивного искусственного покрытия".
При этом, порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не позволяет выявить наилучшего предложения об условиях исполнения контракта, в связи с тем, что установление требования об оценке контрактов/договоров, услуги/работы по которым связаны исключительно с заменой и ремонтом спортивного искусственного покрытия, ограничивает количество участников закупки и исключает возможность представить контракты (договора) по выполнению работ, сопоставимых предмету контракта, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не представляется возможным выявить наилучшие условия исполнения контракта.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников закупки, что нарушает части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией ненадлежащим образом осуществлена оценка документов и сведений, представленных в составе заявки участника закупки "110023700".
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 21.06.2021 N ППИ1 (далее - Протокол), Конкурсной комиссией участнику закупки с номером заявки "110023700" (Победитель) по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня" присвоено 92,22 баллов, в том числе по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" - 40 баллов.
По мнению Заявителя, в составе заявки Победителя представлена недостоверная информация о наличии необходимого опыта исполнения контракта (договоров) сопоставимого характера и объема, в связи с тем, что среднегодовой оборот компании за 2018-2020 гг. составляет 10,9 млн. руб. Таким образом, организация, зарегистрированная 28.05.2018 г., с имеющимся опытом в соответствии со сведениями, находящимися в открытом официальном источнике zakupki.gov, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, не может обладать опытом, полностью удовлетворяющим установленным требованиям, на сумму 1 133 780 722,00 руб., даже при учете наличия возможного опыта исполнения контрактов в соответствии с Гражданским кодексом.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих наличие недостоверной информации в составе заявки Победителя. В связи с чем, комиссия приходит к выводу о том, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно части 4 статьи 54.4. Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации;
3) указания в первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта
В соответствии с частью 4 статьи 54.5 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 3 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 21.06.2021 NПРОI1 (далее - Протокол-2) заявке участника закупки с идентификационным номером "109785288" отказано в допуске к участию в Конкурсе по следующим основаниям:
"Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признана не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией и Федеральным законом N 44-ФЗ на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, в связи с несоответствием предложения участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 44-ФЗ и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации. Согласно пп.1 п. 22 части VI "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" конкурсной документации первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Заказчик установил конкретные показатели товара в Приложение N3 к ТЗ. В соответствии с частью VIII "Техническая часть документации об электронном аукционе" Приложение N3 к ТЗ 1) в пункте N1, "Спортивное покрытие", для показателя товара "Толщина заменяемого слоя" Заказчиком было установлено требуемое значение: "не менее 4". Согласно инструкции по заполнению: "Слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, более указанного значения или равное ему Участник закупки в пункте N1, "Спортивное покрытие", для показателя товара "Толщина заменяемого слоя" указал: "не менее 4". Указанный показатель не является конкретным и не соответствует требованиям, установленным Заказчиком. 2) в пункте N1, "Спортивное покрытие", для показателя товара "Расход полиуретановго связующего" Заказчиком было установлено требуемое значение: "от 2,5* до 3*". Согласно инструкции по заполнению: "В случае если требуемое значение показателя товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретное(-ые) значение (-я) показателя из данного диапазона, не включая крайние значения. В случае, если требуемое значение показателя сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого показателя. При этом, не допускается указание крайнего значения показателя, не сопровождающегося знаком * (звездочка).". Участник закупки в пункте N1, "Спортивное покрытие", для показателя товара "Расход полиуретановго связующего" указал: "от 2,5* до 3*". Указанный показатель не является конкретным и не соответствует требованиям, установленным Заказчиком. 3) в пункте N2, "Краска для нанесения разметки", для показателя товара "Фининшное покрытие" Заказчиком было установлено требуемое значение: "матовое; полу глянцевое". Согласно инструкции по заполнению: "В случае, если значения или диапазоны значений показателя указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.". Участник закупки в пункте N2, "Краска для нанесения разметки", для показателя товара "Фининшное покрытие" указал: "матовое; полу глянцевое". Указанный показатель не является конкретным и не соответствует требованиям, установленным Заказчиком. 4) в пункте N2, "Краска для нанесения разметки", для показателя товара "Количество компонента Б в составе смеси" Заказчиком было установлено требуемое значение: "> 15". Согласно инструкции по заполнению: "Символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, более казанного значения". Участник закупки в пункте N2, "Краска для нанесения разметки", для показателя товара "Количество компонента Б в составе смеси" указал: "> 15".
Указанный показатель не является конкретным и не соответствует требованиям, установленным Заказчиком".
В соответствии с извещением, объектом закупки является "Выполнение работ по подготовке основания, приобретению и установке легкоатлетических беговых дорожек на стадионе "Метеор", расположенном по адресу: Московская обл., г. Жуковский, ул. Пушкина, д. 3".
В пункте 24 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (при наличии).
Приложением N 3 к Техническому заданию Конкурсной документации установлены требования, в том числе к товарам, используемым при выполнении работ.
Вместе с тем, учитывая, что Техническим заданием Конкурсной документации установлены требования к используемым товарам при выполнении работ по подготовке основания, приобретению и установке легкоатлетических беговых дорожек на стадионе "Метеор", расположенном по адресу: Московская обл., г. Жуковский, ул. Пушкина, д. 3, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
При этом, в соответствии с положениями части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки при выполнении работ (оказании услуг) в соответствии с техническим заданием, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при выполнении работ (оказании услуг).
Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, с учетом изложенного, отклонение по основаниям, указанным в Протоколе, является неправомерным.
На основании вышесказанного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Конкурсной комиссией части 4 статьи 54.5 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки с идентификационным номером "4" от участия в Конкурсе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Магнум" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушения части 4 статьи 54.5, части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 01.07.2021 N 50/06/25048эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 1 июля 2021 г. N 50/06/25048эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2021