Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Корсар" (далее-Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "Учебно-тренировочный центр "Новогорск" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк-АСТ" (далее-Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку моющих и чистящих средств, хозяйственных товаров (извещение N 0348100099821000039 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, документация об Аукционе, утвержденная Заказчиком, противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 624 249,06 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 29.06.2021;
4) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 7 заявок от участников закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком размещены разъяснения документации об Аукционе, изменяющие ее суть.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчику от Оператора электронной площадки поступил запрос о разъяснении положения документации об Аукционе.
В ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе от 28.06.2021 NРД2 Заказчиком на Официальном сайте размещено, в том числе, следующее:
"Вопрос учасника:
Позиция N6
Крем-мыла выпускаются только с антибактериальным эффектом. Если нужен дезинфицирующий компонент, то мыло не выпускается в форме крем-мыла, а в обычной форме жидкость.
Ответ заказчика:
Параметры установленные заказчиком:
Крем-мыло обладает антибактериальным эффектом, густая консистенция с нейтральным запахом. Не сушит кожу, гипоаллергенное. Упаковка должна быть плотные евроканистры, позволяющие хранить продукцию складированием одна на другую от 3 штук. Объем не менее 5 л. ГОСТ 31696-2012 или ТУ производителя.
Вопрос учасника:
Позиция N7
Перчатки из натурального латекса с неопреновой обработкой не выпускаются в 3 разных цветах. Максимум в одном цвете с разной размерной линейкой.
Ответ заказчика:
Усиленные перчатки изготовлены из натурального латекса с неопреновой обработкой, что делает их прочнее, защищают от агрессивной химии, стойкие к механическому воздействию, обеспечивают комфортную работу в холодной воде. Материал: натуральный каучук с неопреновым покрытием. Отличительные особенности: высокая стойкость к воздействиям химических веществ. Высокая стойкость к истиранию и на разрыв, подходит для чистки, хлопковая обработка внутренней поверхности. Количество пар по размерам по согласованию с Заказчиком. Длина перчатки не менее 320 мм. Толщина не менее 0,60 мм. Цвета - по 3 цвета каждого размера для различных зон уборки, во избежание перекрестного загрязнения. ГОСТ 20010-93. Возможна поставка перчаток одного цвета.
Вопрос учасника:
Позиция N 10
Цвет жидкости не отвечает за качественные характеристик данного товара и не может требоваться как обязательный. Почему жидкость должна быть именно бесцветная, жидкость разве жидкость с желтоватым оттенком не может уже мыть?
Ответ заказчика:
Жидкость может быть любого оттенка
Позиция N 22
Вопрос учасника:
Требование к двойной системе ПАВ, незаконно так как ограничивает конкуренцию указывая на АРИЭЛЬ! Есть множество других хороших порошком БЕЗ СИСЕМЫ ДВОЙНЫХ ПАВ которое вообще то является просто маркетинговым наименованием. Если в порошке есть АПАВ и НПАВ то это что тоже двойная система ПАВ?
Ответ Заказчика:
Требование к двойной системе ПАВ ни как не ограничивает конкуренцию. так как кроме Ариэль существует множество других порошков соответствующих параметрам установленным заказчиком.".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что разъяснения положений документации об Аукционе от 17.12.2020 NРД3 изменяют суть документации об Аукционе, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к товарам, ограничивающие количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заказчиком в Форме 2 "Сведения о товаре" для товаров "Моющее средство для жесткой воды профессиональное" установлено требование "Фасовка должна быть: пластиковая канистра не менее 5л", для товара "Ополаскиватель посуды для посудомоечной машины для жесткой воды профессиональный" установлено значение "Фасовка должна быть: пластиковая канистра не менее 5 л".
При этом, фасовка не является качественной, функциональной и технической характеристикой товара.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заявитель в жалобе приводит доводы о нарушении порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком произведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Корсар" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной Комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 05.07.2021 N 50/06/25494эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 5 июля 2021 г. N 50/06/25494эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2021