Резолютивная часть решения объявлена 06.07.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09.07.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист- эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в заседании Комиссии путем использования сеанса видеоконференцсвязи "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующий на основании доверенности от 20.05.2021 года N 9,
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1" (далее ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1"):
- "_", действующая на основании доверенности от 05.07.2021 года б/н,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Болюсмед" (далее - ООО "Болюсмед"):
- "_", действующая на основании доверенности от 01.01.2020 года N 131.2/БМ/ФАС,
рассмотрев жалобу (вх. N 3093 от 29.06.2021 г.) Общества с ограниченной ответственностью "Болюсмед" (194295, г. Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д. 7, к. 3, кв. 37) на положения документации электронного аукциона N 0112200000821003040 "Поставка расходных материалов для отделения РДО для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N1" на 2021 г." и в результате осуществления внеплановой документарной проверки положений документации электронного аукциона N 0112200000821002510 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Болюсмед" документация электронного аукциона N 0112200000821003040 не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе по следующим основаниям:
1) В извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000821002510 содержится информации о приобретении одного товара, тогда как описание объекта закупки содержит требования к нескольким товарам;
2) Заказчиком объединены в один лот медицинские изделия, включенные в перечень N 1 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 года N 102 и не включенные в него;
3) В техническом задании отсутствует характеристика обязательная для применения, а также обоснование применения дополнительных характеристик;
4) В описании объекта закупки установлены требования к уникальным товарам, предназначенным для индивидуально определенного оборудования.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000821003040 указано наименование одного товара, а в описании объекта закупки указаны несколько позиций.
Представитель заказчика не согласилась с доводами жалобы и пояснила, что закупаемые расходные материалы необходимы для применения к конкретным оборудованиям, имеющимся у учреждения.
05.07.2021 года в рассмотрении жалобы объявлен перерыв до 06.07.2021 года 17 часов 00 минут (время местное) в связи с необходимостью получения от заказчика документов, подтверждающих наличие медицинского оборудования конкретного производителя и товарной марки для которого приобретаются расходные материалы.
Рассмотрев жалобу, а также выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку документации электронного аукциона N 0112200000821003040 "Поставка расходных материалов для отделения РДО для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N1" на 2021 г.", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 23.06.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821003040 "Поставка расходных материалов для отделения РДО для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N1" на 2021 г.", начальная (максимальная) цена контракта: 10 984 980,00 рублей.
Документация электронного аукциона N 0112200000821003040 "Поставка расходных материалов для отделения РДО для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N1" на 2021 г." утверждена приказом от 21.06.2021 года N 3085 Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно извещению и документации электронного аукциона N 0112200000821003040 заказчиком является ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок могут быть создан государственный орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Такой уполномоченный орган осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов или о наделении их указанными полномочиями.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с статьей 26 Закона о контрактной системе (часть 10 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок).
Подпунктом 2 пункта 5.2 Порядка предусмотрено, что заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
С учетом изложенного ответственность за описание объекта закупки несет Заказчик.
1. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 8 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
Согласно изложенных положений Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд следует, что при закупке нескольких товаров объединённых в один лот заказчик (уполномоченный) орган обязан указать соответствующую информации с применением КТРУ или кода ОКДП в отношении каждого тоавар.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000821003040 указан товар - магистраль соединительная для введения рентгеноконтрастного вещества.
При этом, согласно описанию объекта закупки (технические характеристики) аукционной документации закупаются следующие товары:
1) Шприцы SDS-CTP-SPK для рентгенконтрастных веществ и физиологического раствора, производство Bayer Inc. США к инжектору Stellant;
2) Наборы медицинские для ренгено-магнитоконтрастных веществ к инжекторам автоматическим с принадлежностями;
3) Магистраль спиральная Y-образная 150 см с двумя клапанами (для инжектора, производства Mallinckrodt, США);
4) Трубка пациента XD 2040 ulrich medical;
5) Трубка насоса XD2020 ulrich medical;
6) шприцы для инжектора в наборах Ref.C855-5079 (или эквивалент при условии, что такая замена по существу равноценна или превосходит по качеству);
7) Магистраль соединительная Y-образная для инжектора NEMOTO KYORINDO CO (Япония).
Таким образом, заказчик, установив в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000821003040 информацию об одном товаре, а в описании объекта закупки в отношении нескольких товаров, нарушил пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, довод ООО "Болюсмед" о противоречивых сведениях относительно объекта закупки является обоснованным.
Указанные выше действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 установлены требования об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 102).
Так, Постановлением Правительства N 102 утверждены:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2);
показатель локализации собственного производства медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - показатель локализации собственного производства медицинских изделий).
Пунктом 2(2) Постановления Правительства РФ N 102 установлено, что:
для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него;
для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 2 и не включенные в него.
В Постановлении Правительства РФ N 102 установлено, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Также, в письме Минфина России от 27 мая 2020 г. N 24-03-07/44426 "О рассмотрении обращения" указано, что при осуществлении закупки медицинского изделия иностранного происхождения, Постановление Правительства РФ N 102 применяется при совпадении кода ОКПД2 и наименования вида указанного медицинского изделия с кодом ОКПД2 и наименованием вида медицинского изделия согласно Перечню.
Вместе с тем, в извещении и документации электронного аукциона N 0112200000821003040 не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102. При этом, шприцы - инъективные медицинские включенные в перечень N 1 Постановления Правительства РФ N 102.
Однако с учетом описания объекта закупки, предусматривающего требования к закупке расходных материалов (обеспечивают работоспособность) к медицинскому оборудованию конкретного производителя (иностранного производства), с определенным товарным знаком и моделью, с учетом требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу о нераспространении на обжалуемую закупку требований Постановления Правительства РФ N 102.
Таким образом, довод заявителя о неправомерном объединении в один лот товаров, включенных в перечень N 1 и не включенных в него, не нашел своего подтверждения.
3. Как было указано выше, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 145) утверждены:
- Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, заказчик обязан обосновать необходимость использования дополнительной информации, в случае использования дополнительных характеристик, применяемых к закупаемому объекту, за исключением установления ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции и иных, не предусмотренных особенностями описания отдельных видов объектов закупок, случаях.
Согласно пункту 8 Правил при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
В позиции N 6 описания объекта закупки (техническое задание) документации об электронном аукционе N 0112200000821003040 в отношении состава шприцов для инжектора в наборах Ref.C855-5079 (или эквивалент при условии, что такая замена по существу равноценна или превосходит по качеству) установлена следующая характеристика, а именно: шприц 50 мл.
Согласно каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), размещенному в ЕИС, код позиции КТРУ 32.50.13.110-01363 (Шприц для системы инъекции контрастного вещества) содержит объемы от 60 и выше кубический сантиметр;^миллилитр.
При таких обстоятельствах, в действиях заказчика - ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1" установлено нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, в части ненадлежащего применения в документации электронного аукциона N 0112200000821003040 кода позиции каталога товаров, работ, услуг.
Описанные выше действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Как было указано выше, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе (пусть и без непосредственной ссылки на торговую марку или товарный знак), в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
В части 2 статьи 8 Закона контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции (в частности - к необоснованному ограничению числа участников закупок).
К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.
Из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц - участников закупки, с которыми государственный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества лицу, не соответствующему требованиям Закона о контрактной системе.
Системное толкование вышеизложенных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что включение в условия аукционной документации специальных требований к объекту закупки, заведомо ограничивающих круг ее потенциальных участников, допустимы исключительно в ситуации наличия специфики использования приобретаемого товара. Установление указанной специфики входит в предмет доказывания по рассматриваемой жалобе и подлежит выяснению в ходе рассмотрения дела. Бремя доказывания наличия указанной специфики возлагается на лиц, заявляющих о необходимости установления определённых характеристик товара.
Как было установлено выше, заказчиком закупаются следующие товары:
1) Шприцы SDS-CTP-SPK для рентгенконтрастных веществ и физиологического раствора, производство Bayer Inc. США к инжектору Stellant;
2) Наборы медицинские для ренгено-магнитоконтрастных веществ к инжекторам автоматическим с принадлежностями для автоматического инжектора MALLINCKRODT;
3) Магистраль спиральная Y-образная 150 см с двумя клапанами (для инжектора, производства Mallinckrodt, США);
4) Трубка пациента XD 2040 ulrich medical для инжектора автоматического введения контрастного вещества производства Ulrich GmbH. & Co. KG, Германия;
5) Трубка насоса XD2020 ulrich medical для инжектора автоматического введения контрастного вещества производства Ulrich GmbH. & Co. KG, Германия;
6) Шприцы для инжектора в наборах Ref.C855-5079 (или эквивалент при условии, что такая замена по существу равноценна или превосходит по качеству) должны соответствовать требованиям производителя инъекционной системы Nemoto Sonic Shot (Япония);
7) Магистраль соединительная Y-образная для инжектора NEMOTO KYORINDO CO (Япония).
Таким образом, заказчиком в документацию электронного аукциона N 0112200000821003040 включены требования к закупаемому товару конкретных производителей.
При этом, как следует из обоснования описания объекта закупки, закупаемые расходные материалы будут использоваться для оборудования, имеющегося на балансе у заказчика.
ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1" в материалы жалобы N 017/06/105-160/2021 представлены (вх. N 3221, N 3226, N 3233 от 06.07.2021 года) следующие документы:
- Письмо АО "БАЙЕР" от 22.03.2021 года N 01-22.03/2021-BD;
- Гарантийный талон АО "БАЙЕР";
- Декларация о соответствии ООО "Альтаир";
- Регистрационное удостоверение от 12.12.2011 года N ФСЗ 2011/11233;
- Регистрационное удостоверение от 10.07.2015 года N РЗН 2015/2800;
- Гарантийный талон на инжектор автоматический для КТ модель производства Ulrich GmbH. &Co., Германия
- Гарантийный сертификат на рентгеновский компьютерный томограф Aquilion CXL64 N 008-13;
- Гарантийный талон Revolution Evo;
- Государственный контракт от 17.09.2012 года N 2012.117125 на поставку магнитно-резонансного томографа Optima MR360;
- Акт приема-передачи оборудования от 21.09.2020года по государственному контракту от 25.06.2020 года N 50, согласно которому поставщик поставил, а заказчик принял томограф компьютерный Revolution Evo;
- Паспорт томографа компьютерного Revolution Evo.
Комиссия Тывинского УФАС России, изучив указанные выше документы, представленные заказчиком, приходит к выводу, что последним не представлены в материалы дела документы, подтверждающие наличие на балансе заказчика автоматического инжектора MALLINCKRODT, инжектора NEMOTO (Япония) для которых закупаются расходные материалы посредством электронного аукциона N 0112200000821003040.
В свою очередь, заказчиком в материалы жалобы N 017/06/105-160/2021 не представлены доказательства того, что указанные требования связаны с функциональными, техническими и качественными характеристиками и обусловлены спецификой применения медицинского оборудования.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком - ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1" нарушены пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего описания в документации электронного аукциона N 0112200000821003040 объекта закупки.
Таким образом, довод заявителя о том, что в документации электронного аукциона N 0112200000821003040 установлены требования к уникальным товарам, соответствующим только конкретным оборудованиям определённых производителей, является обоснованным.
Указанные выше действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. 06.07.2021 года за вх. N 3225 в адрес Тывинского УФАС России поступило дополнение ООО "Болюсмед" к своей жалобе, которое направлено на формирование начальной (максимальной) цены контракта при проведении электронного аукциона N 0112200000821003040.
Вместе с тем, ООО "Болюсмед" в дополнении к своей жалобе заявляет новый довод, не указанный в своей жалобе, в связи с чем, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что указанное дополнение к жалобе по сути является новой жалобой на положения документации электронного аукциона N 0112200000821003040.
Кроме того, Закон о контрактной системе не предусматривает порядок подачи дополнений к жалобе, в том числе в случае, если указанные дополнения содержат новые (иные) доводы, не указанные в жалобе.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000821003040 датой окончания срока подачи заявок является 01.07.2021 года, дополнение заявителя к своей жалобе поступило в адрес Тывинского УФАС России 06.07.2021 года за вх. N 3225.
Таким образом, дополнения к жалобе ООО "Болюсмед" Комиссией Тывинского УФАС России не рассматриваются.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
Аналогичное требование содержится в пункте 22 части 1. Информационной карты документации электронного аукциона N 0112200000821003040.
Пунктом 39 части 1. Информационной карты аукционной документации установлено следующее, а именно:
39.1 |
исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками ЭА в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 ФЗ-44 и пунктами 44-46 настоящей Информационной карты |
В соответствии со ст. 38 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" необходимо представить копию регистрационного удостоверения на каждое медицинское изделие или информацию, позволяющую комиссии заказчика однозначно идентифицировать предлагаемое к поставке медицинское изделие (реквизиты РУ, наименование медицинского изделия и иные данные). |
Вместе с тем, в описании объекта закупки по позициям N 1, N 4 и N 5 установлено требование, в том числе о представлении декларации соответствия.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На основании изложенного, в действиях заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части установления в документации электронного аукциона N 0112200000821003040 противоречивой информации о требуемых к предоставлению документов, подтверждающих соответствие товара, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные выше действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки вправе использовать товарный знак при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как было установлено выше, в описании объекта закупки предусмотрены требования к определенным расходным материалам без возможности предоставить эквивалентные товары. Также, по пояснениям представителя заказчика закупаемые товары необходимы для применения к конкретным оборудованиям, имеющимся у заказчика.
При этом, в пункте 3.2 части 1. Информационной карты документации электронного аукциона N 0112200000821003040 установлено следующее: "Если в ч. 2 документации об ЭА (Описание объекта закупки (техническое задание)) содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, а также товаров, используемых или поставляемых при выполнении работ по контракту применительно к таким товарным знакам следует читать "или эквивалент".
Таким образом, в связи с тем, что заказчику необходимы конкретные расходные материалы без указания эквивалентов, при этом в информационной карте аукционной документации содержится условие о возможности поставки эквивалентных товаров, заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части установления в документации электронного аукциона N 0112200000821003040 противоречивой информации в отношении описания объекта закупки.
Указанные выше действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Болюсмед" обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N1":
2.1. нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего описания объекта закупки в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000821003040;
2.2. нарушение части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, в части ненадлежащего применения в документации электронного аукциона N 0112200000821003040 кода позиции каталога товаров, работ, услуг;
2.3. нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего описания в документации электронного аукциона N 0112200000821003040 объекта закупки.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N1":
3.1. нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в документации электронного аукциона N 0112200000821003040 противоречивой информации о требуемых к предоставлению документов, подтверждающих соответствие товара, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3.2. нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в документации электронного аукциона N 0112200000821003040 противоречивой информации в отношении описания объекта закупки.
4. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N1" и оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 9 июля 2021 г. N 017/06/105-160/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2021