Резолютивная часть решения оглашена 09.07.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 14.07.2021.
На основании ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: "_"
рассматривается обращение государственного учреждения здравоохранения "Липецкая городская больница N4 "Липецк-Мед" (далее также -заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 12.05.2020 N 20-ЭА-РЕКОН/Б на выполнение работ по объекту: "Реконструкция помещений государственное учреждение здравоохранения "Липецкая городская поликлиника N9", расположенных по адресу: Липецкая область, г. Липецк, ул. Писарева, д.2 А (благоустройство, озеленение, МАФ, общестроительные работы (навес для контейнеров под мусор, навес для 2-ух машин скорой помощи), наружное освещение) (реестровый номер контракта 2482300401520000060), заключенного с ООО "Группа Компаний Консул" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346300012820000008, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ООО "Группа Компаний Консул" условий контракта.
На основании п. 13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 07.07.2021 N361 Комиссией проведения внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена в присутствии представителей:
- ООО "Группа Компаний Консул" - (генеральный директор), (по доверенности),
- государственного учреждения здравоохранения "Липецкая городская больница N4 "Липецк-Мед" - (по доверенности).
Заседание Комиссии по рассмотрению обращения заказчика и проведению вышеуказанных проверок назначено на 08.07.2021. В связи с возникшей необходимостью в получении от сторон дополнительных документов и сведений, в заседании Комиссии объявлен перерыв до 09.07.2021.
Место проведения проверки: г.Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В Липецкое УФАС России 02.07.2021 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Группа Компаний Консул" (далее по тексту также - подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 12.05.2020 N 20-ЭА-РЕКОН/Б на выполнение работ по объекту: "Реконструкция помещений государственное учреждение здравоохранения "Липецкая городская поликлиника N9", расположенных по адресу: Липецкая область, г. Липецк, ул. Писарева, д.2 А (благоустройство, озеленение, МАФ, общестроительные работы (навес для контейнеров под мусор, навес для 2-ух машин скорой помощи), наружное освещение) (реестровый номер контракта 2482300401520000060), заключенного с ООО "Группа Компаний Консул" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346300012820000008.
Представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснили, что подрядчик свои обязательства по контракту в полном объеме и в установленный срок не выполнил. При этом часть приятных работ выполнена некачественно. Не получив результат работ в полном объеме, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения в отношении общества подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители ООО "Группа Компаний Консул" пояснили, что общество не смогло своевременно приступить к выполнению работ по причине того, что другой подрядчик параллельно вел работы на объекте заказчика. Также до начала выполнения работ было необходимо выполнить подготовительные работы по расчистке территории - валке деревьев. Данные обстоятельства привели к изменению срока выполнения работ. В процессе выполнения работ замечаний от лица, осуществляющего строительный контроль, не поступало.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
12.05.2020 между государственным учреждением здравоохранения "Липецкая городская поликлиника N9" и подрядчиком заключен контракт N 20-ЭА-РЕКОН/Б на выполнение работ по объекту: "Реконструкция помещений государственное учреждение здравоохранения "Липецкая городская поликлиника N9", расположенных по адресу: Липецкая область, г. Липецк, ул. Писарева, д.2 А (благоустройство, озеленение, МАФ, общестроительные работы (навес для контейнеров под мусор, навес для 2-ух машин скорой помощи), наружное освещение) (реестровый номер контракта 2482300401520000060) (далее -контракт; договор).
Государственное учреждение здравоохранения "Липецкая городская больница N4 "Липецк-Мед" является правопреемником государственного учреждения здравоохранения "Липецкая городская поликлиника N9". Сторонами заключено дополнительное соглашение к контракту от 14.12.2020 об изменении в контракте наименования заказчика.
В силу п. 1.1 контракта, Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по объекту: "Реконструкция помещений государственное учреждение здравоохранения "Липецкая городская поликлиника N9", расположенных по адресу: Липецкая область, г. Липецк, ул. Писарева, д.2 "А благоустройство, озеленение, МАФ, общестроительные работы(навес для контейнеров под мусор, навес для 2-ух машин скорой помощи),наружное освещение). (далее - Объект).
Разделом контракта установлен срок выполнения работ - с даты заключения Контракта до 01.08.2020. При этом дополнительным соглашением от 28.07.2020 стороны измени срок выполнения работ, установив его - до 01.10.2020.
Согласно представленным документам, подрядчиком до начала выполнения работ по контракту выполнялись дополнительные работы (работы по расчистке площадей от поросли, кустарника, мелколесья; валка деревьев; корчевка пней; вывоз мусора; разработка грунта; устройство бортовых камней; устройство беседки; отмостка).
В соответствии со статьей 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В силу ст. 708 ГК РФ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
Исходя из представленных сторонами документов и сведений следует, что заказчиком приняты работы общей стоимостью 2 727 411,54 рублей. При этом цена контракта составляет 3 420 011,91 рублей.
Работы по укладке асфальтобетонного покрытия, посеву травы, установке 8 бордюрных камней выполнены подрядчиком, но не приняты заказчиком, ввиду установленного факта их некачественного выполнения.
Таким образом, в срок, указанный в контракте, работы в полном объеме не были сданы подрядчиком заказчику в порядке, определенном контрактом.
10.06.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с невыполнением подрядчиком обязательств, а именно выявленные недостатки по актам не устранены.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Разделом 11 контракта предусмотрена возможность одностороннего отказа сторон от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора в установленный срок размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, направлено подрядчику на адрес электронной почты и адрес место нахождения подрядчика, указанные в договоре.
Датой расторжения контракта, согласно представленным сведениям, является 29.06.2021.
В силу п. 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Рассмотрев представленную информацию и документы, оценив приведенные сторонами доводы, на основании п. 15 Правил, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи со следующим.
На заседание Комиссии подрядчиком представлены копии актов по формам NКС-2 за период с 12.05.2020 по 04.12.2020, на всю стоимость контракта, подписанные подрядчиком и лицом, осуществляющим строительный контроль на объекте.
Заказчиком представлен общий журнал работ N1, подтверждающий выполнение подрядчиком работ на объекте.
При том необходимо отметить, что каких-либо записей лица, осуществляющего строительный контроль, в журналах не содержится.
Также Комиссией учтено, что для того чтобы приступить к выполнению работ по контракту подрядчику было необходимо выполнить дополнительные работы, не предусмотренные контактом.
Как пояснили представители сторон, на объекте заказчика одновременно осуществляли разные виды работ несколько подрядчиков.
При этом из представленных документов следует, что подрядчик - ООО "Риттер" вел работы по ремонту фасада.
Представители подрядчика сообщили, что выполнение ООО "Риттер" работ по ремонту фасада препятствовало подрядчику в полном мере выполнению работ, в частности, по озеленению территории, укладке плитки на отмостке, установке бордюров. При этом представители общества сообщили, что результат выполненных обществом работ по озеленению стал частично ненадлежащим в местах выполнения ООО "Риттер" своих работ по ремонту фасада.
Установлено, что подрядчик неоднократно уведомлял заказчика о невозможности осуществления работ одновременно с ООО "Риттер".
Вместе с тем, из представленных документов следует, что подрядчик исправлял возникшие недостатки работ по озеленению территории.
Из представленной переписки следует, что заказчик предъявляет претензии к обществу о невыполнении им работ по укладке 24 кв.м асфальтового покрытия.
Представители подрядчика сообщили, что объем работ по укладке асфальтового покрытия был выполнен подрядчиком полностью. 24 кв.м не уложенного асфальтового покрытия образовались в связи с тем, что изначально заказчик указал о необходимости расширения асфальтового покрытия в определённом месте. В последующем заказчик указал другой участок для укладки асфальтового покрытия, с чем подрядчик согласился.
В тоже время необходимо отметить, что в представленных подрядчиком копиях актов по формам NКС-2 за период с 12.05.2020 по 04.12.2020 на всю стоимость контракта, содержащих подписи подрядчика и лица, осуществляющего строительный контроль на объекте, содержатся сведения о выполнении подрядчиком всего установленного контрактом объема работ укладке асфальтового покрытия.
Установлено, что выполнение работ по укладке 24 кв.м асфальтового покрытия в декабре 2020 года для подрядчика стало невозможным в связи с погодными условиями.
Выполнение данных работ, а также части работ, не выполненных в связи с производством ООО "Риттер" работ по ремонту фасада, было перенесено на май 2021 года.
В письме от 26.05.2021 общество уведомило заказчика о завершении всего объема работ.
В свою очередь, заказчик отказался от приемки выполненных работ.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях подрядчика усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства, и представленными документами подтверждено принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
Таким образом, в рассматриваемом случае достаточных оснований для признания общества недобросовестным по смыслу ст. 104 Закона о контрактной системе, Правил и включения его в реестр недобросовестных поставщиков не имеется.
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Группа Компаний Консул" (ИНН 4826087958; адрес: 398046, Липецкая обл., г. Липецк, ул. Смоленская, д.49/2).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 9 июля 2021 г. N РНП-48-142с/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2021