Резолютивная часть решения оглашена 12.07.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 13.07.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Норма" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту спортивных плоскостных сооружений на территории МБОУ СШ с. Частая Дубрава (реестровый номер 0846600001721000029) (далее- электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителя уполномоченного учреждения, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 362 от 08.07.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России 05.07.2021 поступила жалоба ООО "Норма" на положения документации об электронном аукционе.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Частая Дубрава Липецкого муниципального района Липецкой области (далее - заказчик), заявитель, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направили.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком допущены следующие нарушения закона:
1) в составе аукционной документации ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99);
2) в составе аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии у участника выписки из реестра членов СРО области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства или копия такой выписки.
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в составе аукционной документации ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением N99, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
А согласно п.3 ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
При этом, в соответствии с ч.3 данной нормы Закона о контрактной системе, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В п. 33 аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно:
Выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту спортивных плоскостных сооружений на территории МБОУ СШ с. Частая Дубрава. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 213 460,00 рублей, что превышает 5 млн. рублей. Также, на выполнение данных работ разрешение на строительство не требуется.
Согласно пункту 10.2 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
На основании п.36 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Проанализировав приложение N1 к техническому заданию "Проектно-сметная документация", Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что заказчиком закупаются работы по установке многофункциональной спортивной площадки, площадки для уличных тренажеров, площадки для ГТО, площадки для теннисных столов.
На основании вышеизложенного, заказчиком закупаются работы по благоустройству территории.
В данном случае, заказчиком должны быть применены требования п.2.2. Постановления N99, относящиеся к закупкам на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Таким образом, на основании вышеизложенного, в данном случае заказчиком неправомерно установлены требования в соответствии с п.2.4 Постановления N99, что нарушает ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в составе аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии у участника выписки из реестра членов СРО области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, ч. 2 и ч. 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В п.15 аукционной документации установлены общие требования, предъявляемые к участникам аукциона в электронной форме в соответствии со статьей 31 Федерального закона, в числе которых указано, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при соблюдении в совокупности условий, предусмотренных ч.3 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данное требование не применяется к участникам закупки, указанным в ч.2.1. и ч.2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Исходя из предмета электронного аукциона, требований, содержащихся в техническом задании, следует, что заказчиком закупаются работы по благоустройству территории.
Таким образом, в данном случае заказчик неправомерно установил требование к участникам о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, что является нарушением ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
При этом, на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки на участие в электронном аукционе, тем самым, закупка признана несостоявшейся.
Установленные нарушения ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Норма" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту спортивных плоскостных сооружений на территории МБОУ СШ с. Частая Дубрава (реестровый номер 0846600001721000029) обоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, поскольку установленное нарушение не повлияло на результат закупки
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 12 июля 2021 г. N 048/06/105-969/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2021