Резолютивная часть решения оглашена 13.07.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 15.07.2021.
На основании ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: "_"
рассматривается обращение Управления внутренней политики Липецкой области (далее также -заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.02.2021 N УВП-2/2021 на оказание услуг по организации и проведению социологических опросов населения Липецкой области по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Липецкой области (реестровый номер контракта 2482606778221000003), заключенного с индивидуальным предпринимателем Авраменко Ириной Михайловной по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0146200000421000002, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями индивидуальным предпринимателем Авраменко Ириной Михайловной условий контракта.
На основании п. 13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 08.07.2021 N364 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена в присутствии представителя Управления внутренней политики Липецкой области - "_" (по доверенности).
Заседание Комиссии по рассмотрению обращения заказчика и проведению вышеуказанных проверок назначено на 12.07.2021. В связи с не получением от индивидуального предпринимателя Авраменко Ирины Михайловны запрошенных письменных пояснений относительно принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в заседании Комиссии объявлен перерыв до 13.07.2021.
13.07.2021 от индивидуального предпринимателя Авраменко Ирины Михайловны поступили письменные пояснения, в которых указано, что специалисты исследовательской группы, которые занимались планированием и организацией работ в рамках проведения полевого этапа исследования не смогли своевременно начать работу, так как заболели короновирусной инфекцией. Анкета опроса была получена 24 марта 2021 года (с электронной почты: Ельчанинова Ольга Николаевна elchaninovaon@admlr.lipetsk.ru) в нарушение сроков, указанных в п 2.5 задания к контракту (Заказчик предоставляет анкеты Исполнителю не позднее чем за 14 дней до дня начала проведения Опроса каждого из этапов), соответственно анкета должна быть предоставлена исполнителю не позднее 15 марта 2021 года.
Место проведения проверки: г.Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В Липецкое УФАС России 06.07.2021 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Авраменко Ирины Михайловны (далее по тексту также - исполнитель) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 26.02.2021 N УВП-2/2021 на оказание услуг по организации и проведению социологических опросов населения Липецкой области по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Липецкой области (реестровый номер контракта 2482606778221000003), заключенного с индивидуальным предпринимателем Авраменко Ириной Михайловной по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0146200000421000002.
Представитель заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснил, что исполнителем 15.03.2021 по электронной почте был направлен график проведения online-опросов с применением таргетированной рекламы в Липецкой области и только по "online-опросу" в период с 25 марта -05 апреля 2021. 19 и 24 марта 2021 года также по электронной почте заказчик направил исполнителю утвержденные анкеты. Однако исполнитель не приступил к оказанию услуг. 16.04.2020 по электронной почте заказчику поступило сообщение от исполнителя, в котором он задал вопрос о возможности расторжения контракта по обоюдному согласию. Заказчик неоднократно направлял исполнителю претензии. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения в отношении исполнителя подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
26.02.2021 между заказчиком и исполнителем заключен контракт N УВП-2/2021 на оказание услуг по организации и проведению социологических опросов населения Липецкой области по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Липецкой области (реестровый номер контракта 2482606778221000003) (далее -контракт; договор).
В силу п. 1.1 контракта, Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по организации и проведению социологических опросов населения Липецкой области по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Липецкой области (далее - услуги) в соответствии с заданием (приложение), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях настоящего Контракта.
Задание на оказание услуг по организации и проведению социологических опросов населения Липецкой области по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Липецкой области (далее - Задание) устанавливает, что услуги включают:
Блок 1: организация и проведение социологических опросов методом "полевых обследований" жителей городских округов и муниципальных районов Липецкой области;
Блок 2: организация и проведение оценок посредством "online-опросов" в социальной сети "ВКонтакте".
При этом установлены сроки проведения опросов по каждому из блоков:
- 1 блок: I этап: с 01 по 30 апреля 2021 года; II этап: с 1 по 30 октября 2021 года;
- 2 блок: Сроки проведения Оценки N1: 25 марта - 05 апреля 2021 года; N2: 20 июня - 30 июня 2021 года; N3: 20 сентября - 30 сентября 2021 года; N4: 05 ноября - 15 ноября 2021 года. Срок проведения каждого из "online-опросов" в рамках Оценки не более 5 дней.
Согласно п. 2.10.1 Задания исполнитель предоставляет промежуточный отчет в электронной форме после каждого из этапов Опроса в срок не позднее 5 рабочих дней с даты окончания каждого из этапов Опроса. Промежуточный отчет должен включать в себя:
- таблицы результатов по каждому городскому округу и муниципальному району (в том числе сравнение результатов между указанными муниципальными образованиями по каждому из вопросов);
- презентацию результатов по каждому городскому округу и муниципальному району (в том числе сравнение результатов между муниципальными образованиями по каждому из вопросов). Промежуточные отчеты предоставляется в электронном виде.
Пунктом 3.7.1 задания установлено, что исполнитель предоставляет промежуточный отчет в электронной форме после каждого "online-опроса" в срок не позднее 5 рабочих дней с даты окончания опроса.
04.03.2021 заказчик по электронной почте направил исполнителю список населенных пунктов для организации и проведения первого этапа социологических опросов методом "полевых обследований" жителей городских округов и муниципальных районов Липецкой области (Блок 1).
11.03.2021 заказчик по электронной почте направил исполнителю письмо о необходимости предоставления на согласование плана-графика по организации и проведению "online-опросов" в социальной сети "ВКонтакте".
15.03.2021 заказчику поступил план-график проведения online-опросов с применением таргетированной рекламы в Липецкой области.
19, 24 марта 2021 года заказчик направил исполнителю также по электронной почте утвержденные анкеты.
05.04.2021 заказчик выставил исполнителю претензию в связи с не исполнением исполнителем условий контракта:
- не представлен на согласование план-график проведения опроса 1 этапа,
- не представлена информация о проведении оценки N1 в рамках блока N2,
- не представлена ссылка на "online-опрос" оценки N1,
- исполнитель при проведении каждого из "online-опросов" ежедневно предоставляет Заказчику информацию о ходе электронного анкетирования: скриншоты со страницы рекламного кабинета или доступ к рекламному кабинету (таргетингу) (п. 3.6 задания) - данная информация заказчику не представлена.
19.04.2021 и 13.05.2021 заказчиком выставлены повторные претензии, содержащие дополнительно невыполненные исполнителем условия задания.
На поступившее 16.04.2021 от исполнителя сообщение о возможности расторжения контракта по соглашению сторон, 19.04.2021 заказчик сообщил о невозможности такого расторжения.
24.05.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что исполнитель не приступил в оказанию услуг.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Разделом 4 контракта предусмотрено право заказчика на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 25.05.2021 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и 24.05.2021 направлено исполнителю на адрес электронной почты и адрес место нахождения, указанные в контракте.
Датой расторжения контракта, согласно представленным сведениям, является 05.07.2021.
Необходимо отметить, что контракт заключен по итогам проведения заказчиком электронного аукциона.
Исполнитель подавал заявку, им выражено согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных аукционной документацией, которая также содержала условие о сроках и порядке передачи результатов заказчику.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
У исполнителя не возникло разногласий по контракту.
В своих пояснениях от 13.07.2021 в Липецкое УФАС России исполнитель указал, что специалисты исследовательской группы, которые занимались планированием и организацией работ в рамках проведения полевого этапа исследования, не смогли своевременно начать работу, так как заболели короновирусной инфекцией.
По правилам статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) разъяснено, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.). Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства. Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:
а) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;
б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;
в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;
г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.
При этом в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
В силу п. 4.1.3 контракта исполнитель обязан незамедлительно информировать Заказчика в случае невозможности исполнения обязательств по настоящему Контракту.
Однако, установлено, что исполнитель не уведомлял заказчика о невозможности исполнения обязательств в связи с заболеваемостью сотрудников коронавирусной инфекции (COVID-19).
Следовательно, причинно-следственная связь между распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) и невозможностью исполнителя исполнения обязательств не доказана представленными документами и сведениями.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях исполнителя не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства.
Исполнителем не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,
- что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения исполнителем условий контракта.
С учетом изложенного, на основании п. 13 Правил имеются законные основания для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года следующие сведения об индивидуальном предпринимателе Авраменко Ирины Михайловны в связи с односторонним отказом Управления внутренней политики Липецкой области от исполнения контракта от 26.02.2021 N УВП-2/2021 на оказание услуг по организации и проведению социологических опросов населения Липецкой области по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Липецкой области (реестровый номер контракта 2482606778221000003):
- индивидуальный предприниматель Авраменко Ирина Михайловна (адрес: 302019, Орловская область, г. Орел, ул. Часовая, д. 43, кв. 33; ИНН: 570304277965; ОГРНИП: 319574900018726);
- дата заключения контракта - 26.02.2021;
- реестровый номер контракта - 2482606778221000003;
- предмет контракта - оказание услуг по организации и проведению социологических опросов населения Липецкой области по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Липецкой области;
- цена контракта - 215 928,00 руб.;
- основание расторжения контракта - решение Управления внутренней политики Липецкой области от 24.05.2021;
- дата расторжения контракта -05.07.2021.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 13 июля 2021 г. N РНП-48-142с/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2021