Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
рассмотрев 13 июля 2021 года в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "*" (далее - Заявитель) на действия *я (далее - Заказчик), * (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000321001161 на оказание услуг по производству и трансляции видеоматериалов и телепрограмм и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 06 июля 2021 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения.
Уведомлением Мордовского УФАС России о назначении дела N 013/06/54.3-363/2021 о нарушении законодательства в сфере закупок от 08 июля 2021 года N 466 рассмотрение жалобы назначено на 12 июля 2021 года в 16 часов 30 минут. В процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 13 июля 2021 года.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика и Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 15.06.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 473 500,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 07.07.2021 09:00.
Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок: 08.07.2021 в 11:55.
Дата подачи окончательных предложений: 12.07.2021.
Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 13.07.2021 в 11:55.
По мнению Заявителя установленные Заказчиком требования, по критерию опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, по предоставлению копий исполненных государственных и муниципальных контрактов, исполненных договоров с государственными и муниципальными заказчиками на оказание услуг по производству и трансляции видеоматериалов и телепрограмм, стоимость оказанных услуг в каждом из которых составляет не менее 2000000 рублей, а также порядок оценки заявок участников закупки по вышеуказанному критерию направлены на предоставление преимуществ организациям с большим объемом государственного финансирования.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Cумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно извещению о проведении Конкурса, в соответствии с положениями конкурсной документации, объектом закупки является оказание услуг по производству и трансляции видеоматериалов и телепрограмм.
В соответствии с Критериями оценки заявок, размещенным Заказчиком в ЕИС в составе конкурсной документации отдельным файлом, для оценки заявок участников закупки установлены следующие критерии и их величины значимости:
1. Цена контракта, значимость 20%.
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость 80%.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 28 Правил предусмотрено что, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого Заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного пунктом 11 Правил.
Для оценки заявки по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливаются следующие показатели:
Номер критерия |
Критерии и показатели критериев оценки |
Значимость критериев и показателей критериев оценки % |
Максимальное значение в баллах |
НЕСТОИМОСТНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ | |||
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
значимость критерия оценки = 80% коэффициент значимости критерия оценки (ЦБКоэф)= 0,8 |
|
2.1. |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; Оценке подлежит: Количество работников состоящих в трудовых отношениях или отношениях гражданско-правового характера с участником закупки (по должностям: режиссеры, звукорежиссеры, ассистенты режиссера, корреспонденты, телеоператоры, ведущие, монтажеры) с высшим или средним профессиональным образованием. При оценке по данному показателю будут учитываться сведения, предоставленные участником закупки о работниках, имеющих профессиональное образование (среднее или высшее) по любой специальности. Документами, подтверждающими данный показатель, являются предоставляемые в отношении каждого работника: 1. Копия трудовой книжки и/или копия трудового договора и/или копия договора гражданско-правового характера и/или выписка из штатного расписания; 2. Копия диплома (аттестата) государственного образца В случае различия фамилии, имени, отчества в представленных документах прикладываются копии подтверждающих документов. Копии предоставляются в виде полночитаемых, неповторяющихся копий, из которых видны необходимые сведения, в том числе даты, подписи, печати, либо доступные для прочтения электронные образы бумажных документов, созданных с помощью сканирования. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отсутствие в заявке участника настоящего конкурса указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям указанного Закона. Но, наличие таких документов будет учитываться при оценке заявки. В случае отсутствия хотя бы одного из выше перечисленных документов, подтверждающих наличие трудовых отношений или отношений гражданско-правового характера с участником закупки специалиста (режиссеры, звукорежиссеры, ассистенты режиссера, корреспонденты, телеоператоры, ведущие, монтажеры), данные по такому специалисту не будут учитываться при расчете количества баллов по показателю. |
значимость показателя критерия оценки = 30% коэффициент значимости показателя критерия оценки (ЦБКоэф)= 0,30 |
100 баллов при наличии - от 31 и более работников с высшим или средним профессиональным образованием (по должностям: режиссеры, звукорежиссеры, ассистенты режиссера, корреспонденты, телеоператоры, ведущие, монтажеры) 50 баллов при наличии - от 21 до 30 работников включительно с высшим или средним профессиональным образованием (по должностям: режиссеры, звукорежиссеры, ассистенты режиссера, корреспонденты, телеоператоры, ведущие, монтажеры) 20 баллов при наличии - от 1 до 20 работников включительно с высшим или средним профессиональным образованием (по должностям: режиссеры, звукорежиссеры, ассистенты режиссера, корреспонденты, телеоператоры, ведущие, монтажеры) 0 баллов при отсутствии. |
2.2 |
Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; Оценке подлежит: Количество у участника конкурса заключенных и исполненных за период с 2016 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных и муниципальных контрактов, договоров с государственными и муниципальными заказчиками на оказание услуг по производству и трансляции видеоматериалов и телепрограмм, стоимость оказанных услуг в каждом из которых составляет не менее 2000000 рублей Документами, подтверждающими данный показатель, являются: 1. Копии исполненных государственных и муниципальных контрактов, исполненных договоров с государственными и муниципальными заказчиками на оказание услуг по производству и трансляции видеоматериалов и телепрограмм, стоимость оказанных услуг в каждом из которых составляет не менее 2000000 рублей; 2. Копии актов сдачи-приемки услуг по государственным и муниципальным контрактам, договорам с государственными и муниципальными заказчиками на оказание услуг по производству и трансляции видеоматериалов и телепрограмм, стоимость оказанных услуг в каждом из которых составляет не менее 2000000 рублей; В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отсутствие в заявке участника настоящего конкурса указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям указанного Закона. Но, наличие таких документов будет учитываться при оценке заявки. В случае отсутствия хотя бы одного из выше перечисленных документов, подтверждающих количество у участника конкурса заключенных и исполненных за период с 2016 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных и муниципальных контрактов, договоров с государственными и муниципальными заказчиками на оказание услуг по производству и трансляции видеоматериалов и телепрограмм, стоимость оказанных услуг в каждом из которых составляет не менее 2000000 рублей, данные по такому государственному и муниципальному контракту, договору с государственными и муниципальными заказчиками не будут учитываться при расчете количества баллов по показателю. |
значимость показателя критерия оценки = 70% коэффициент значимости показателя критерия оценки (ЦБКоэф)= 0,70 |
100 баллов при наличии 11 шт. и более 50 баллов при наличии от 6 шт. до 10 шт. включительно 20 баллов при наличии от 1 шт. до 5 шт. включительно 0 баллов при отсутствии. |
По показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Заказчиком оценивается количество у участника Конкурса заключенных и исполненных за период с 2016 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных и муниципальных контрактов, договоров с государственными и муниципальными заказчиками на оказание услуг по производству и трансляции видеоматериалов и телепрограмм, стоимость оказанных услуг в каждом из которых составляет не менее 2000000 рублей.
Документами, подтверждающими данный показатель, являются:
1. Копии исполненных государственных и муниципальных контрактов, исполненных договоров с государственными и муниципальными заказчиками на оказание услуг по производству и трансляции видеоматериалов и телепрограмм, стоимость оказанных услуг в каждом из которых составляет не менее 2000000 рублей;
2. Копии актов сдачи-приемки услуг по государственным и муниципальным контрактам, договорам с государственными и муниципальными заказчиками на оказание услуг по производству и трансляции видеоматериалов и телепрограмм, стоимость оказанных услуг в каждом из которых составляет не менее 2000000 рублей;
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отсутствие в заявке участника настоящего конкурса указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям указанного Закона.
Но, наличие таких документов будет учитываться при оценке заявки.
В случае отсутствия хотя бы одного из выше перечисленных документов, подтверждающих количество у участника конкурса заключенных и исполненных за период с 2016 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных и муниципальных контрактов, договоров с государственными и муниципальными заказчиками на оказание услуг по производству и трансляции видеоматериалов и телепрограмм, стоимость оказанных услуг в каждом из которых составляет не менее 2000000 рублей, данные по такому государственному и муниципальному контракту, договору с государственными и муниципальными заказчиками не будут учитываться при расчете количества баллов по показателю.
Максимальное значение баллов:
100 баллов при наличии 11 шт. и более
50 баллов при наличии от 6 шт. до 10 шт. включительно
20 баллов при наличии от 1 шт. до 5 шт. включительно
0 баллов при отсутствии.
Для оценки заявки осуществляется расчет Итогового рейтинга по каждой заявке.
Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых Заказчиком, составляет 100%.
Итоговый рейтинг заявки (Pi), определяется по формуле:
Pi = ЦБi*КЗ1 + (НЦБi1 + НЦБi2 )*КЗ2,
где
КЗ1 - коэффициент значимости критерия "Цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги". КЗ1 = 20%;
КЗ2 - коэффициент значимости критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". КЗ2 = 80%.
ЦБi - значение стоимостного критерия оценки i-й заявки "Цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги";
НЦБi1 - значение показателя нестоимостного критерия оценки i-й заявки "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
НЦБi2 - значение показателя нестоимостного критерия оценки i-й заявки "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
При равных количествах баллов нескольких заявок на участие в открытом конкурсе меньший номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе, которая была получена Заказчиком раньше.
Оценка заявок осуществляется в порядке, разработанном в соответствии с "Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085.
Согласно письменным возражениям Заказчика на жалобу, направленным в адрес Мордовского УФАС России (вх. N 3735 от 13.07.2021 года), при установлении требований к стоимости оказанных услуг в каждом из представленных участником для оценки по показателю 2.2 копий заключенных и исполненных за период с 2016 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных и муниципальных контрактов, договоров с государственными и муниципальными заказчиками на оказание услуг по производству и трансляции видеоматериалов и телепрограмм Заказчиком учитывалась необходимость соблюдения сопоставимости объема, с целью сравнения ранее оказанных Исполнителем услуг, имеющих сопоставимые масштабы, как и при проводимом открытом конкурсе. Стоимость оказанных услуг в каждом из представленных участником для оценки по показателю 2.2 копий заключенных и исполненных за период с 2016 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных и муниципальных контрактов, договоров с государственными и муниципальными заказчиками на оказание услуг по производству и трансляции видеоматериалов и телепрограмм меньше начальной максимальной цены контракта на 19,12% и составляет не менее 2 000 000,00 руб.
Касаемо довода заявителя об отсутствии пропорциональной зависимости при присвоении баллов по показателю 2.2 конкурсной документации, Заказчик поясняет следующее:
"Установление по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (показатель 2.2 критериев оценки заявок) максимальных значений баллов направлено на выявление более опытного участника:
- отсутствие контрактов - 0 баллов;
- от 1 до 5 шт. включительно - 20 баллов;
- от 6 - 10 включительно - 50 баллов;
- от 11 и более шт. - 100 баллов.
Участникам конкурса предоставлена возможность подтвердить свой опыт оказания услуг за длительный период - с 2016 г. до даты окончания срока подачи заявок. Участник с большим опытом наберет больший балл."
На основании вышеизложенного, проанализировав положения конкурсной документации, Комиссия Мордовского УФАС России установила, что предусмотренные в документации критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
Так согласно письму Минфина России от 13.08.2020 г. N 24-02-08/70973 Заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.
Установленный Заказчиком нестоимостной критерий квалификации участников закупки не является единственным в документации, из чего следует, что оценка заявок будет проводится из совокупности всех критериев, установленных заказчиком в конкурсной документации.
Установлено, что конкурсная документация не содержит такого основания для отказа в допуске к участию в проводимом Конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (исполнителя). В рассматриваемом случае закупка проводится посредством открытого Конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Кроме того, на заседание Комиссии Мордовского УФАС России Заявитель не предоставил подтверждение, что оспариваемые критерии ограничили конкуренцию, либо не позволили кому-либо из участников подать заявку на участие в открытом конкурсе.
Исходя из вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что указанные Заказчиком нестомостные критерии и порядок оценки в конкурсной документации не выходят за рамки требований действующего законодательства о контратной системе и утвержденых постановлением Правительства Россиской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 Правил оценки заявок, в связи с чем доводы жалобы Заявителя признаются необоснованными.
Руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "*" на действия * при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000321001161 на оказание услуг по производству и трансляции видеоматериалов и телепрограмм, необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 13 июля 2021 г. N 013/06/54.3-363/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2021