Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБДОУ N 104 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Торговый дом "Ленинградский" (далее - Заявитель);
в отсутствие представителей:
Администрации Невского района города Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20631-ЭП/21 от 24.06.2021) на действия заказчика при определении исполнителя путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме оказание услуг по комплексному обеспечению продуктами питания образовательных учреждений в 2022-2023 годах (извещение N 0172200004721000153) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 26.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004721000153.
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 350 258,39 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны и считают жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных ст. 56.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правилами.
В соответствии с п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пп. "б" п. 4 Правил в целях Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке, в том числе нестоимостной критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - квалификация).
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки квалификация могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Заказчиком, Уполномоченным органом для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в разделе 16 конкурсной документации установлен, в том числе, показатель "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами":
Наименование показателя |
Количество баллов |
Значимость показателя % |
||||
Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами | ||||||
Наличие в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала |
Кладовщики - 6 человек и более; грузчики - 7 человек и более; водители - 7 человек и более |
100 баллов |
10 |
|||
Кладовщики - 4 человека и более, но менее 6 человек; грузчики - 4 человека и более, но менее 7 человек; водители - 3 человека и более, но менее 7 человек | ||||||
Кладовщики - 2 человек и более, но менее 4 человек; грузчики - 2 человека и более, но менее 4 человек; водители - 2 человека | ||||||
Кладовщики - менее 2 человек, грузчики - менее 2 человек, водители - менее 2 человек |
Под трудовыми ресурсами понимается наличие у участника конкурса необходимого количества квалифицированного персонала: кладовщиков, грузчиков и водителей, имеющих медицинские книжки оформленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Наличие у участника конкурса соответствующих трудовых ресурсов должно подтверждаться входящими в заявку участника копиями следующих документов: штатного расписания участника конкурса (по унифицированной форме в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации); трудовой книжки и трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений между участником закупки и сотрудником, приказа о приеме на работу или гражданско-правового договора; действующей медицинской (санитарной) книжки.
В случае не предоставления информации начисление баллов по данному критерию не производится.
В случае предоставления не полного пакета документов или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документа представленного не в полном объеме, начисление баллов по такому документу не производится.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия отстраняет такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
При этом, из вышеуказанных положений конкурсной документации следует, что по показателю "Наличие в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала" критерия квалификация однозначно установлены:
- предмет оценки - наличие в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала;
- зависимость (шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по указанному показателю;
- инструкция по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по указанному показателю.
Следовательно, конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по показателю "Наличие в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала" и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих наличие у участника конкурса соответствующей деловой репутации, а непредставление документов и сведений по показателю "Наличие в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала" не влечет за собой отклонение заявки участника, данный довод жалобы является необоснованным.
2. Согласно ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных ст. 56.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правилами.
В соответствии с п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пп. "б" п. 4 Правил в целях Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке, в том числе нестоимостной критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - квалификация).
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки квалификация могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Заказчиком, Уполномоченным органом для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в разделе 16 конкурсной документации установлен, в том числе, показатель "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема (заключенные и исполненных контрактов (договоров) по поставке продуктов питания для государственных или муниципальных заказчиков)":
Наименование показателя |
Количество баллов |
Значимость показателя % |
|
Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема (заключенные и исполненных контрактов (договоров) по поставке продуктов питания для государственных или муниципальных заказчиков) | |||
Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема выраженный в количестве заключенных и исполненных контрактов (договоров) по поставке продуктов питания для государственных или муниципальных заказчиков |
наличие 70 контрактов (договоров) и более |
100 баллов |
40 |
наличие 40 и более, но менее 70 контрактов (договоров) |
70 баллов |
||
наличие 20 и более, но менее 40 контрактов (договоров) |
40 баллов |
||
наличие 10 и более, но менее 20 контрактов (договоров) |
10 баллов |
||
Менее 10 контрактов (договоров) или отсутствие контрактов (договоров) |
0 баллов |
Положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваиваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваиваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваиваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Введение заказчиком такого коэффициента означает, что количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки, будет увеличено или уменьшено по условиям выбора лучшего предложения конкурса на размер коэффициента. Такая корректировка будет иметь пропорциональный, то есть соразмерный, характер, обусловленный результатами арифметического, а не произвольного вычисления.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Иной подход не отвечал бы самой цели Закона о контрактной системе, предусмотренной в его ст. 1 (повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок), и, как следствие, не обеспечивал выявление объективно лучшего условия исполнения контракта и допускал неэффективное использование денежных средств, затрачиваемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Конкурсной документацией в оспариваемой части предусмотрен следующий порядок оценки:
"Документы и сведения, предоставляемые участником в качестве подтверждения квалификации, порядок оценки и присвоения баллов:
Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема, выраженный в количестве заключенных и исполненных контрактов (договоров) по поставке продуктов питания для государственных или муниципальных заказчиков
По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема (количество заключенных и исполненных контрактов (договоров) по поставке продуктов питания для государственных или муниципальных заказчиков)": подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров) с датой заключения не ранее 01.01.2018 г. на поставку продуктов питания (со всеми имеющимися приложениями), с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким договорам (при наличии), копий актов (при наличии), копий накладных, копий счетов-фактур (при наличии), копиями иных документов, составленных в результате исполнения таких договоров. Поставкой сопоставимого объема будет являться поставка продуктов питания в учреждения, финансируемые из федерального, регионального или муниципального бюджета, с объемом одного контракта/договора 15 % и более от начальной максимальной цены контракта/договора.
Надлежаще исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), обязательства по которому, в соответствии с его условиями, полностью исполнены участником, оплачены получателем услуг, отсутствуют судебные разбирательства или решения.
Под копией документа понимается экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.
В случае предоставления не полного пакета документов или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документа представленного не в полном объеме, начисление баллов по такому документу не производится.
В случае несоответствия сумм указанных в исполненных контрактах/договорах и отчетных документах (актах приема-передачи (при наличии), накладных, счетах-фактур(при наличии)), к таким контрактам/договорам, комиссия не будет учитывать весь контракт/договор.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника не является основанием для отклонения заявки участника.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия отстраняет такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Участнику, не представившему информацию по показателю, присваивается 0 баллов. Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, если представленные сведения не подтверждены копиями документов.
Данные в форме и в копиях соответствующих документов должны совпадать. Баллы начисляются только в том объеме, который подтвержден документально".
При этом, порядком оценки не конкретизировано, какие именно судебные разбирательства или решения должны отсутствовать в рамках соответствующего исполненного контракта (договора) для принятия его к оценке конкурсной комиссией.
Данные условия порядка оценки не способствуют выявлению лучших условий исполнения контракта и нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, соответственно, данный довод жалобы является обоснованным.
3. Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 54.3, 56.1, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "Ленинградский" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 июня 2021 г. N 44-3171/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2021