Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБПОУ "Индустриально-судостроительный лицей" (далее - Заказчик):,
в отсутствие представителей ООО "ПромЭнерго" (далее - Заявитель) при ненадлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21634-ЭП/21 от 01.07.2021) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку краски для нужд СПб ГБПОУ "ИСЛ" в 2021 году (извещение номер 0372200109521000028) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.06.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200109521000028. Начальная (максимальная) цена контракта - 266 470,00 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся:
- в неустановлении в извещении информации об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств;
- в нарушении правил описания объекта закупки;
- в установлении ненадлежащего срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, а также информацией, размещенной в ЕИС, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона;
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Приказ Минфина России N126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу (далее - Приложение).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и компликации для каждой единицы товара установленным заказчиком требованиям содержаться в приложении N2 к аукционной документации.
Так, например, Заказчиком установлены требования к конкретным показателям товаров "Светильник".
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД 2).
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
XX.XX.XX.XX0 |
категория |
XX.XX.XX.XXX |
подкатегория |
Описанному Заказчиком по позициям "Краска" в Приложении N 2 к аукционной документации в соответствии с ОКПД 2 соответствует подкатегория 20.30.21.130 - "Краски, эмали и глазури стекловидные".
Приложение Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н включает в себя подкласс по ОКПД 2 20.3 - "Материалы лакокрасочные и аналогичные для нанесения покрытий, полиграфические краски и мастики".
Согласно вышеописанной структуре ОКПД 2 подкласс 20.3 - "Материалы лакокрасочные и аналогичные для нанесения покрытий, полиграфические краски и мастики" включает в себя товар, соответствующий приведенной товарной позиции в приложения N 2 аукционной документации.
Таким образом, в отношении рассматриваемого товара распространяются условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Вместе с тем, извещение о проведении аукциона не содержит сведений об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
При этом, п. 15.1. документации об аукционе содержит следующее:
"Предоставляются преференции в размере 15% на товары, происходящие из государств - членов ЕАЭС (приказ 126н Приложение 1)".
На основании изложенного Комиссия УФАС пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и компликации для каждой единицы товара установленным заказчиком требованиям содержаться в приложении N2 к аукционной документации.
По товарной позиции N8 "Кисть" заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
"Должна быть предназначена для нанесения лакокрасочных материалов на водной основе и масляных красок";
"Основа ЛКМ должна быть водная".
Комиссия УФАС отмечает, что структура изложения требований к товару представляет одновременное установление противоречивых показателей, относящихся к основе лакокрасочных материалов.
Таким образом, Комиссией УФАС усматривает в действия Заказчика нарушение ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установление требований, не позволяющих определить потребность Заказчика в товарах.
3. В силу ч.ч. 3, 4 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно сведения извещения дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлено Заказчиком на 02.07.2021 10:00.
Из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе и сведений извещения дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе не может быть установлена ранее 30.06.2021.
В силу п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Заказчиком в п.22.2 документации об аукционе установлены следующие даты окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе:
"Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе 28.06.2021 г. При условии, что запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе поступил не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статья 65 Закона)".
Анализ установленных сведений показал, что дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе сокращает время подачи запросов на документацию.
Из письменных возражений следует, что Заказчиком в данной части была допущена техническая ошибка.
Исходя из изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе и, следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПромЭнерго" обоснованной.
2 Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 14, ч.2 ст. 33, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 июля 2021 г. N 44-3311/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2021