Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей СПб ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи N 4" (далее - Заказчик):; в отсутствие представителей ООО "МИР" (далее - Заявитель) надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21622-ЭП/21 от 01.07.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (респиратор) для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи N 4" в 2021 году (извещение N 0372200113621000067) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 22.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200113621000067.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 027 000, 00 рублей.
ООО "МИР" в жалобе указало на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, в неустановлении соответствующих запретов в извещении об осуществлении закупки.
Представители Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС согласились с доводами жалобы, указав на техническую ошибку, допущенную при формировании извещения об осуществления закупки.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы, пояснения Заказчика подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 или 3.1 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Так, Правительством принято Постановление от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
В соответствии с доводом Заявителя, Заказчиком не установлены соответствующие запреты в извещении об осуществлении закупки.
Анализ извещения об осуществлении закупки и аукционной документации показал, что Заказчиком не установлены запреты в соответствии с положениями Постановления N 616.
В силу п. 3 Постановления N 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в следующих случаях:
3. Установить, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в следующих случаях:
а) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно;
б) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 перечня);
в) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 - 71 перечня);
г) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня);
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД 2).
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX класс
XX.X подкласс
XX.XX группа
XX.XX.X подгруппа
XX.XX.XX вид
XX.XX.XX.XX0 категория
XX.XX.XX.XXX подкатегория
В извещении об осуществлении закупки Заказчиком установлен следующий код ОКПД2: 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
Позиция 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)" включена в Перечень.
Вместе с тем, в соответствии с возражениями Заказчика, не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с Постановлением, поскольку предметом закупки является - медицинское изделие - респиратор, а не медицинские маски.
Медицинские маски и респираторы это разные виды медицинских изделий:
1. Согласно Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, на медицинские маски установлен код 182450, а на респираторы 181830.
2. На медицинские маски и респираторы установлены разные ГОСТы. В соответствии с ГОСТами маски и респираторы имеют различные классификации.
Медицинские маски, описанные в ГОСТ Р 58396-2019, подразделяют на два типа (тип I и тип II) в зависимости от эффективности бактериальной фильтрации, тогда как тип II можно далее разделить на два типа в зависимости от того, является ли маска устойчивой к брызгам.
Классификация респираторов в соответствии с ГОСТ 12.4.294-2015:
Фильтрующие полумаски для защиты от аэрозолей подразделяют на три класса в зависимости от их фильтрующей эффективности и обозначают:
- FFP1 - низкая эффективность;
- FFP2 - средняя эффективность;
- FFP3 - высокая эффективность.
Степень защиты, предусматриваемая изделием FFP2 или FFP3, включает степень защиты, предусматриваемую изделием более низкого класса или классов.
Кроме того, фильтрующие полумаски классифицируют как одноразовые (для применения только в течение одной смены) и многоразовые (для применения в течение более одной смены).
Следовательно, можно однозначно сделать вывод, что медицинская маска и респиратор это разные виды медицинских изделий, соответственно запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 устанавливать не требуется.
Заявителем в материалы дела доказательств обратного не представлено.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчику не следовало руководствоваться пп. б п. 3 Постановления N 616, поскольку относительно данной закупки соответствующие запреты не могут быть применены.
Следовательно, в действиях Заказчика не усматривается нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, а жалоба признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МИР" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 июля 2021 г. N 44-3319/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2021