Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 21662-ЭП/21 от 02.07.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений в осях 2-4/В-Ж здания литера Б СПб ГБСУСО "ДИПИ N1" по адресу: г. Санкт -Петербург, ул. Поклонногорская, д. 52 (извещение номер 0372200077721000067) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 17.06.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200077721000067. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 510 943,69 рублей.
В жалобе ООО "МД-Консалтинг" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно сведениям протокола N 1-67 рассмотрения первых частей заявок (размещен в ЕИС 28.06.2021 в 16 часов 14 минут) Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"1. В Требованиях по позиции "Оборудование тип 1" по показателю "тип клапанов" установлено требование к значению "клапан противопожарный и (или) клапан дымовой и (или) клапан воздушный". Согласно Инструкции "1.4.7. если заказчик использовал буквы (буквосочетания) и (или) союзы и (или) символы: "а)", "б)", "в)", "и/или" либо "и (или)" - при установлении требований к нескольким значениям показателя, которые не могут изменяться, то участник закупки должен выбрать и представить одно конкретное значение или несколько конкретных значений показателя через любой знак препинания без использования союзов, знаков "и", "(или)", "/", если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным, при этом представленное (-ые) значение (-я) должно (-ы) соответствовать характеристикам товара, указанным в составе закупочной документации: в проектной документации (при наличии) или в сметном расчете (при наличии) или в спецификации (при наличии)".
В заявке Участника по данному показателю представлено значение "клапан противопожарный и клапан дымовой", что не соответствует требованиям Инструкции.
2. Требованиях по позиции "Оборудование тип 1" по показателю "расход/напор вытяжной установки, куб.м/ч" установлено требование к значению "240-300/40". Согласно Инструкции "1.4.5. если заказчик указал требование к значению показателя (характеристик) товара с использованием знаков: точка с запятой - ";" и (или) косая черта - "/" и (или) двоеточие - ":" и (или) и (или) скобки и (или) кавычки (за исключением математических знаков операции деления, умножения, сложения, вычитания, бесконечности, знака дроби (соотношения), в единицах измерения) и (или) с применением слова "требуется" и (или) "требуются" и (или) "требуемое", то участник закупки должен представить значение в неизменном виде (без изменений) с использованными словами и (или) знаками, если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным".
В заявке Участника по данному показателю представлено значение "250/40", что не соответствует требованиям Инструкции".
Как предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Заказчиком установлены следующие требования к составу первой части заявки:
подпункт 3.1.3 части I |
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: |
1) согласие участника закупки выполнить работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе. Участник выражает свое согласие посредством механизмов, предусмотренных электронной площадкой 2) наименование страны происхождения товара. 3) конкретные показатели товара, поставляемого при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Первая часть заявки может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт. При указании конкретных показателей товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, участник закупки вправе воспользоваться формой "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" (Приложение N4 к Техническому заданию). Порядок предоставления конкретных показателей товаров приведен в Приложении N2 к Техническому заданию. |
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках поставляемых товаров установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Требования к конкретным показателям товаров, поставляемым заказчику при выполнении закупаемых работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции "Оборудование тип 1" Заказчиком по показателю "тип клапанов" установлено требование к значению: "клапан противопожарный и (или) клапан дымовой и (или) клапан воздушный".
В заявке Заявитель по спорной товарной позиции по показателю "тип клапанов" представил следующие сведения: "клапан противопожарный, клапан дымовой".
Инструкция по заполнению первых частей заявок участников установлена Заказчиком в Приложении N2 к Техническому заданию документации об аукционе (далее-Инструкция) и содержит следующее положение:
"1.4.7. если заказчик использовал буквы (буквосочетания) и (или) союзы и (или) символы: "а)", "б)", "в)", "и/или" либо "и (или)" - при установлении требований к нескольким значениям показателя, которые не могут изменяться, то участник закупки должен выбрать и представить одно конкретное значение или несколько конкретных значений показателя через любой знак препинания без использования союзов, знаков "и", "(или)", "/", если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным, при этом представленное (-ые) значение (-я) должно (-ы) соответствовать характеристикам товара, указанным в составе закупочной документации: в проектной документации (при наличии) или в сметном расчете (при наличии) или в спецификации (при наличии);".
Из письменных возражений Заказчика следует, что Заявитель в отношении спорного требования не были учтены положения, согласно которым представленное(-ые) значение (-я) должно (-ы) соответствовать характеристикам товара, указанным в составе закупочной документации: в проектной документации (при наличии) или в сметном расчете (при наличии) или в спецификации (при наличии).
В составе документации представлен сметный расчет N4, в котором предусмотрены, в том числе, следующие позиции товаров:
Пункт сметы (локальная смета N4) |
Наименование |
114 |
Огнезадерживающий клапан с электромеханическим приводом нормально открытый канального исполнения КПКВ НО.60 МВ24. КлК Д=160 ММ |
116 |
Огнезадержнвающий клапан с электромеханическим приводом нормально открытый канального исполнения КПКВ НО.60 МВ24. КлК 150x150 |
117 |
Огнезадерживающий клапан с электромеханическим приводом нормально открытый канального исполнения КПКВ НО.60 МВ24. КлК 200x100 |
119 |
Огнезадерживающий клапан с электромеханическим приводом нормально открытый канального исполнения КПКВ НО.60 МВ24. КлК 300x250 |
Кроме того, из пояснений Заказчика следует, что согласно СП 7.13130.2013 Клапан огнезадерживающий - это противопожарный клапан согласно своду правил - автоматически и дистанционно управляемое устройство для перекрытия вентиляционных каналов или проемов в ограждающих строительных конструкциях зданий, имеющее предельные состояния по огнестойкости, характеризуемые потерей плотности и потерей теплоизолирующей способности (нормально открытый - закрываемый при пожаре); Клапан дымовой - это противопожарный клапан нормально закрытый, имеющий предельное состояние по огнестойкости, характеризуемое только потерей плотности, и подлежащий установке непосредственно в проемах дымовых вытяжных шахт в защищаемых коридорах и холлах (нормально закрытый - открываемый при пожаре или после пожара).
При этом Комиссия УФАС констатирует, что наименование товарной позиции в рассматриваемом случае указано, как "Оборудование тип 1".
Таким образом, указанное наименования спорного товара в Приложении N2 к Техническому заданию документации об аукционе и сметном расчете в совокупности с вышеуказанным положением инструкции не позволяет однозначно определить необходимость применения данного порядка инструкции в полном объеме.
Следовательно, в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Исходя из изложенного, указанное нарушение повлекло к неправомерному отказу в допуске Заявителю к участию в электронном аукционе.
К товару по позиции "Оборудование тип 1" Заказчиком по показателю "функциональное назначение клапанов" установлено требование к значению: "для управляемого автоматического и дистанционного перекрытия вентиляционных каналов или проемов ограждающих строительных конструкций зданий".
В заявке Заявитель по спорной товарной позиции по показателю "функциональное назначение клапанов" представил следующие сведения: "для управляемого автоматического и дистанционного перекрытия вентиляционных каналов".
Инструкция содержит следующее положение:
"1.4.6. если заказчик использовал союз "или" и (или) "либо" при установлении требований к нескольким значениям (вариантам значений) показателя товара, которые не могут изменяться, в том числе в виде изображения (схемы, рисунка) и первое слово в наименовании показателя указано в соответствии с правилами русского языка в единственном числе, то участник закупки должен выбрать и представить одно конкретное значение показателя (в том числе в виде соответствующего изображения (схемы, рисунка)) без использования вышеуказанных союзов, если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным, при этом представленное значение должно соответствовать данным (при наличии), указанным в составе закупочной документации: в проектной документации, сметном расчете, спецификации;"
Комиссия УФАС приходит к выводу, что при описании рассматриваемой товарной позиции участник закупки действовал в соответствии с инструкцией и указал значение, соответствующее требованиям документации.
В отношении товара по позиции 1 "Оборудование тип 1" Заказчиком установлено требование: "расход/напор вытяжной установки, куб.м/ч 240-300/40".
Согласно положениям инструкции по заполнению первой части заявки: "1.4.14. если заказчик установил требования к минимальному и максимальному значению показателя в формате "А-В" (где "А" - минимальное значение, "В" - максимальное значение), первое слово в наименовании которого в соответствии с правилами русского языка выражено в единственном числе, в том числе в комбинации со словосочетаниями "должно быть", "должен быть", "должна быть", "должны быть", то участник закупки должен представить одно значение, находящееся в пределах установленных значений в соответствии с положениями пунктов 1.4.2. (для "А") и 1.4.1. (для "В") настоящей инструкции соответственно, при этом представленное значение должно соответствовать характеристикам товара, указанным в составе закупочной документации: в проектной документации (при наличии) или в сметном расчете (при наличии) или в спецификации (при наличии)".
В заявке Заявитель по спорной товарной позиции по показателю "расход/напор вытяжной установки, куб.м/ч 250/40", что не противоречит требованиям документации об аукционе.
Учитывая изложенное, действия аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске Заявителю к участию в электронном аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе, нарушают положения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе
4. Обязательное для исполнения предписания не выдавать в связи с его выдачей в рамках ранее рассмотренного дела.
5. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Заказчика и членов его аукционной комиссии в связи с их передачей в рамках ранее рассмотренного дела.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июля 2021 г. N 44-3371/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2021