Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Детская инфекционная больница N 3" (далее - Заказчик):,
ООО "Авантаж" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21572-ЭП/21 от 01.07.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на комплексное обслуживание оборудования инженерных сетей и элементов зданий (извещение N 0372200082721000067) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200082721000067. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 798 666, 68 рублей.
В жалобе ООО "Авантаж" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- установлении ненадлежащего порядка оценки заявок;
- нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что в конкурсной документации в пункте 16.4.2 Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"16.4.2. Оценка по показателям нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" НЦБi2:
Показатели критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" НЦБi2 Максимальная оценка в баллах по показателю Значимость показателя
Коэффициент значимости
Максимальная оценка с учетом значимости показателя
Показатель НЦБ1 "Деловая репутация" 100 баллов 40 %
0,40 40 баллов
Показатель НЦБ2 "Обеспеченность материально-техническими ресурсами" 100 баллов 10 %
0,1
10 баллов
Показатель НЦБ3 "Квалификация руководителя" 100 баллов 10 % 0,1 10 баллов
Показатель НЦБ4 "Опыт участника конкурса по исполнению контрактов (договоров)" 100 баллов 40 %
0,40 40 баллов
Для расчета рейтинга заявки (предложения) по показателю, баллы, присуждаемые этой заявке, умножаются на соответствующую указанному показателю значимость.
Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", определяется по формуле:
НЦБi2 = НЦБ1 КЗ1 + НЦБ2
КЗ2 + НЦБ3
КЗ3 + НЦБ4
КЗ4, где:
НЦБ1 - Оценка в баллах в соответствии со шкалой предельных величин значимости показателя "Деловая репутация" в соответствии с предложением участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
КЗ1 - Коэффициент значимости показателя "Деловая репутация";
НЦБ2 - Оценка в баллах в соответствии со шкалой предельных величин значимости показателя "Обеспеченность материально-техническими ресурсами" в соответствии с предложением участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
КЗ2 - Коэффициент значимости показателя "Обеспеченность материально-техническими ресурсами";
НЦБ3 - Оценка в баллах в соответствии со шкалой предельных величин значимости показателя "Квалификация руководителя" в соответствии с предложением участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
КЗ3 - Коэффициент значимости показателя "Квалификация руководителя";
НЦБ4 - Оценка в баллах в соответствии со шкалой предельных величин значимости показателя "Опыт участника конкурса по исполнению контрактов (договоров)" в соответствии с предложением участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
КЗ4 - Коэффициент значимости показателя "Опыт участника конкурса по исполнению контрактов (договоров)";
В рамках критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены следующие условия, характеризующие показатели:
1) Показатель НЦБ1 "Деловая репутация", характеризует продолжительность присутствия (нахождения) участника закупки на рынке по своему профилю экономической деятельности;
2) Показатель НЦБ2 "Обеспеченность материально-техническими ресурсами", характеризует обеспеченность участника закупки материальными ресурсами, необходимыми для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
3) Показатель НЦБ3 "Квалификация руководителя", характеризует наличие у участника закупки руководителя с определённым уровнем квалификации;
4) Показатель НЦБ4 "Опыт участника конкурса по исполнению контрактов (договоров)", характеризует опыт участника конкурса по исполнению контрактов (договоров), аналогичных объекту закупки, определяемых суммарным выражением стоимости исполненных контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ и/или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
16.4.2.1. В рамках показателя "Деловая репутация" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" количество баллов, начисляемых по показателю определяется в соответствии со шкалой оценки таблицы 1:
Таблица 1 "Определение количества баллов, присуждаемое за определенное значение (показателя), предложенное участником закупки по показателю "Деловая репутация" в соответствии со шкалой оценки*:
Количество лет на рынке в годах Менее 1 не менее 1,
но менее 3 не менее 3,
но менее 4 Не менее 4,
но менее 5 не менее 5,
но менее 6 6 и более лет
Количество баллов, присуждаемое за определенное значение (показателя), предложенное участником закупки определенное в соответствии со шкалой оценки, установленной таблицей 1 0 20 40 60 80 100
Количество баллов, присуждаемое за определенное значение (показателя), предложенное участником закупки определенное в соответствии со шкалой оценки, установленной таблицей 1, с учетом коэффициента значимости показателя 0 8 16 24 32 40
*Количество баллов, начисляемое в соответствии с таблицей 1, присуждается на основании предложения участника конкурса (при наличии) в соответствии с установленными определенными значениями, выраженными в количестве лет на рынке в годах участника конкурса, по показателю "Деловая репутация".
В рамках показателя "Деловая репутация" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" характеризующей продолжительность присутствия (нахождения) участника закупки на рынке по своему профилю экономической деятельности, для подтверждения количества лет на рынке участнику закупки необходимо предоставить следующие документы (их копии):
- свидетельство о присвоении основного государственного регистрационного номера и свидетельство о присвоении идентификационного налогового номера (или Лист записи единого государственного реестра юридических лиц/ лист записи единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей);
- не менее двух контрактов (договоров) аналогичных объекту закупки настоящего конкурса, при этом цена контракта (договора) аналогичного объекту закупки должна быть не менее 35 % от начальной (максимальной) цены контракта, исполненного (-ых) за каждый прошедший календарный год беспрерывной работы и документов, подтверждающих исполнение представленных контрактов (договоров), иные документы в соответствии с требованиями настоящего пункта конкурсной документации.
В рамках показателя "Деловая репутация" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в случае если контракт (договор) исполнялся в течении нескольких календарных лет, такой контракт (договор) будет учитываться только за один календарный год.
В рамках показателя "Деловая репутация" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" под контрактом (договором) аналогичному объекту закупки настоящего конкурса понимается контракт (договор), заключенный в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ и/или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ на выполнение работ по комплексному обеспечению функционирования имущества зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем и оборудования, при этом контракт (договор) должен быть надлежаще исполненный.
В рамках показателя "Деловая репутация" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" под работами по комплексному обеспечению функционирования имущества зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем и оборудования понимаются следующие виды работ: обслуживание элементов зданий и помещений с проведением мелкого ремонта, столярные и плотницкие работы, обслуживание инженерных сантехнических систем и оборудования заказчика, обслуживание фекальных и ливневых канализаций, обслуживание сантехнического оборудования заказчика.
В рамках показателя "Деловая репутация" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю, характеризующему продолжительность присутствия (нахождения) участника закупки на рынке по своему профилю экономической деятельности под беспрерывной работой понимается заключение и исполнение контрактов аналогичных объекту закупки настоящего конкурса за каждый календарный год.
Для подтверждения наличия у участника закупки исполненных контрактов (договоров) по показателю "Деловая репутация" в составе второй части заявки на участие в конкурсе также необходимо предоставить реестр исполненных контрактов (договоров), который в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:
- сведения о номерах, датах заключения и предметах контрактов (договоров), а также следующую информацию о таких контрактах (договорах):
1) сведения о наименованиях заказчиков и их идентификационных номерах налогоплательщиков; сведения о наименовании исполнителя (с учетом правопреемственности); сведения о ценах контрактов (договоров) в российских рублях;
2) сведения о датах начала и окончания исполнения сторонами обязательств по контрактам (договорам);
3) сведения о количестве дней исполнения сторонами обязательств по контрактам (договорам) за каждый год отдельно;
4) сведения о номерах записей исполненных контрактов (договоров) из реестра контрактов (при наличии). Реестр исполненных контрактов (договоров) должен быть оформлен в виде таблицы, содержащей все сведения в соответствии с настоящим абзацем конкурсной документации.
В рамках показателя "Деловая репутация" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в случае, если установлено требование о предоставлении копий контрактов (договоров), то такие копии контрактов (договоров) должны быть приложены в состав заявки со всеми приложениями, изменениями, дополнительными соглашениями и документами, подтверждающими исполнение представленных контрактов (договоров). В соответствии с порядком оценки также предусмотрено следующее указание: "Все предоставляемые в рамках критерия "квалификация участника закупки" подтверждающие документы должны предоставляться в виде полных документов, с полностью читаемым текстом, со всеми приложениями (в случае наличия) и дополнениями (в случае наличия), если иное не указано в описании требований к подтверждающим документам по соответствующему оцениваемому параметру".
Кроме того, Комиссия КФАС отмечает, что установленное Заказчиком условие, согласно которому под контрактом (договором) аналогичному объекту закупки настоящего конкурса понимается государственный/муниципальный контракт (договор) на выполнение общестроительных работ, в том числе работ по ремонту/строительству/реконструкции, также не способствует выявлению лучшего предложения об исполнении контракта, поскольку порядок выполнения работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, является единым, как для работ выполняемых в рамках государственного заказа, так и для работ, выполняемых в рамках гражданско-правового договора.
Таким образом, указанное условие создает необоснованное преимущество для участников закупки, имеющих опыт выполнения работ, аналогичных предмету рассматриваемой закупки в рамках государственных или муниципальных закупок, что не предусмотрено действующим законодательством.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок в рассматриваемой части, нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 2.3. Приложения N 1 к Техническому заданию конкурсной документации установлено условие, согласно которому:
"Исполнитель должен иметь специалиста: инженера (высшее образование по направлению: Теплоэнергетика, теплотехника и/или теплоснабжение, имеющего действующий протокол по проверке знаний по ПТЭ ТЭ), для обеспечения руководства рабочими в части эксплуатации и регулировки системы теплоснабжения и тепловых пунктов".
Согласно Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. N 37, в Разделе I "Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях" обязанности инженера, заявленные в документации Заказчика, соответствуют должностным обязанностям инженера-энергетика (энергетика). Именно этот работник обеспечивает бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, воздухопроводов и газопроводов.
Требования к квалификации работника по этой должности являются:
"Инженер-энергетик (энергетик) I категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера-энергетика II категории не менее 3 лет.
Инженер-энергетик (энергетик) II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера-энергетика или других инженерно- технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.
Инженер-энергетик (энергетик): высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет".
Таким образом, по должности инженера-энергетика (энергетика) в государственном нормативном документе не имеется требований, чтобы этот работник имел высшее образование только в области теплоэнергетики, теплотехники и/или теплоснабжения. Допускается также выполнение таковых должностных обязанностей и специалистом со средним профессиональным (техническим) образованием при соответствующем стаже работы.
Кроме того, в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. N 115 в разделе 2.2 "Задачи персонала" указывается в п. 2.2.3 "При потреблении тепловой энергии только для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок может быть возложена на работника из числа управленческого персонала и специалистов, не имеющих специального теплоэнергетического образования, но прошедших обучение и проверку знаний в порядке, установленном настоящими Правилами".
Таким образом, требование Заказчика в конкурсной документации о том, что инженер должен иметь высшее образование только в области теплоэнергетики, теплотехники и/или теплоснабжения противоречит п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признан обоснованным.
В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 8, 32, 33, 54.1, 54.3, 54.4, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авантаж" обоснованной в части доводов об установлении ненадлежащего порядка оценки заявок и нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3, п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 июля 2021 г. N 44-3320/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2021