Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей АНО "Исследовательский центр "ДИСКУРС" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 22061-ЭП/21 от 06.07.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по совершенствованию аспектов количественного анализа туристской индустрии Санкт-Петербурга и управленческих подходов в сфере туризма (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 11.06.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172200007021000006. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 303 333, 33 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки, в части предоставления преимуществ отдельному участнику.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 1 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Объект рассматриваемой закупки описан Заказчиком в Техническом задании конкурсной документации, указанная часть документации содержит установленные Заказчиком требования к закупаемым услугам, указанные требования определены Заказчиком с учетом положений ст. 33 Закона контрактной системе. В частности, Заказчиком определено, что первичные источники информации для исследования, в том числе, большие данные (Big Data): Массив данных по банковским транзакциям Сбербанка РФ, совершаемых на регулярной основе юридическими лицами, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга по следующим кодам ОКВЭД-2, на карты физических лиц, в том числе в рамках зарплатных проектов в 2021 г.:
Код ОКВЭД-2 |
Наименование вида экономической деятельности |
РАЗДЕЛ G. ТОРГОВЛЯ ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ; РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И МОТОЦИКЛОВ | |
47 |
Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, отдельно для: |
47.64.3 |
Торговля розничная туристическим снаряжением в специализированных магазинах |
47.78.3 |
Торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов |
47.78.5 |
Деятельность коммерческих художественных галерей, торговля розничная произведениями искусства в коммерческих художественных галереях |
РАЗДЕЛ I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСТИНИЦ И ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ | |
55 |
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания |
55.1 |
Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания |
55.2 |
Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания |
55.3 |
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах |
55.9 |
Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания |
56 |
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков, в т.ч.: |
56.1 |
Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания |
56.2 |
Деятельность предприятий общественного питания по обслуживанию торжественных мероприятий и прочим видам организации питания |
56.3 |
Подача напитков |
РАЗДЕЛ N. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНАЯ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ | |
79 |
Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма |
79.11 |
Деятельность туристических агентств |
79.12 |
Деятельность туроператоров |
79.90.1 |
Деятельность по предоставлению туристических информационных услуг |
79.90.2 |
Деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг |
79.90.21 |
Деятельность туристических агентств по предоставлению экскурсионных туристических услуг |
79.90.22 |
Деятельность самостоятельных экскурсоводов и гидов по предоставлению экскурсионных туристических услуг |
79.90.3 |
Деятельность по предоставлению туристических услуг, связанных с бронированием |
79.90.31 |
Деятельность по бронированию билетов на культурно-развлекательные мероприятия |
79.90.32 |
Деятельность по оказанию прочих услуг, связанных со службой предварительных заказов |
82 |
Деятельность административно-хозяйственная, вспомогательная деятельность по обеспечению функционирования организации, деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса |
82.3 |
Деятельность по организации конференций и выставок |
РАЗДЕЛ Q. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ | |
86.90.4 |
Деятельность санаторно-курортных организаций |
РАЗДЕЛ R. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ | |
90.04 |
Деятельность учреждений культуры и искусства |
90.04.1 |
Деятельность концертных залов, театров, оперных зданий, мюзик-холлов, включая услуги билетных касс |
90.04.2 |
Деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания |
90.04.3 |
Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества |
91.02 |
Деятельность музеев |
91.04 |
Деятельность ботанических садов, зоопарков, государственных природных заповедников и национальных парков |
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что указанное в документации требование не обусловлено необходимостью удовлетворения потребности Заказчика и создает преимущества отдельным участникам закупки, в том числе, путем сокращения количества участников закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для признания в указанных Заявителем действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АНО "Исследовательский центр "ДИСКУРС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 июля 2021 г. N 44-3339/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2021