Резолютивная часть решения оглашена 07.07.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии
членов Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Медстайл" на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку машины для мойки и дезинфекции жестких и гибких эндоскопов (N закупки 0128200000121004410) в присутствии представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Александровская районная детская больница":
Уполномоченный орган, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствии его законного представителя.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
06.07.2021 г. в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 07.07.2021 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-641/2021 Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Медстайл" (далее - заявитель, общество) на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку машины для мойки и дезинфекции жестких и гибких эндоскопов (N закупки 0128200000121004410).
Заявитель полагает, что рассматриваемая документация об электронном аукционе содержит положения, нарушающие требования действующего законодательства. В частности, нарушены положения статьи 33 ФЗ N44, в части корректности описания объекта закупки, так как требования технического задания противоречат Методическим указаниям МУ 3.1.3420-17 "Обеспечение эпидемиологической безопасности нестерильных эндоскопических вмешательств на желудочно-кишечном тракте и дыхательных путях" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 20 февраля 2017 г.).
По данному вопросу был размещен запрос на разъяснения положений аукционной документации, однако заказчик никак не исправил данную неточность и ограничился лишь формальным ответом.
Учитывая изложенное, общество считает, что заказчик нарушил требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части ограничения количества участников закупки, в связи с чем заявитель просит провести внеплановую проверку размещения данного заказа и выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя не согласился и отметил следующее.
В п.26 указаны характеристики для дезинфицирующего средства для обеспечения работоспособности оборудования на длительном сроке эксплуатации. Данный показатель - "установка максимального количества дней для используемого дезинфицирующего средства" не противоречит пункту 6.2. МУ 3.1.3420-17, так как в нем указано и/или, т.е. заказчик может выбрать циклов или дней. Данное требование необходимо, так как все готовые средства или рабочие растворы средств для ДВУ зарегистрированные в Российской Федерации или в ЕврАзЭС имеют требование в применении в количествах суток, а не в количествах циклов. Для подтверждения срока годности раствора дезинфицирующего средства используют временные показатели или характеристики - дни, сутки или часы.
В п.27 указаны характеристики непосредственно самого прибора "Автоматический учет и отображение на дисплее количества оставшихся циклов и/или дней после заливки дезинфицирующего средства" как и положено в соответствии с методическими указаниями МУ 3.1.3420-17.
При подготовке аукционной документации были направлены пять писем с запросом коммерческих предложений на машины для мойки и дезинфекции эндоскопов. Произведен анализ различных моделей по полученным коммерческим предложениям.
Проводилось сравнение по характеристикам, указанным в Техническом задании и были выбраны два аппарата различных производителей подходящих под заданное ТЗ и соответствующих потребностям заказчика.
Заказчик вправе определить требования к объекту закупки, которые соответствуют его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, Техническое задание составлено таким образом, что бы как минимум два прибора различных производителей подходили по характеристикам. Таким образом, действия Заказчика не приводят к ограничению конкуренции.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
21.06.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000121004410 и документация об электронном аукционе на закупку машины для мойки и дезинфекции жестких и гибких эндоскопов.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 218 562,94 рублей.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе в сфере закупок государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 года N 11017/10 указано: "Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе".
На основании анализа указанных норм, а также проанализировав документацию и оценив доводы заявителя и пояснения заказчика, Комиссия установила, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, детализируя в необходимой степени предмет закупок, то есть при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него.
В связи с выше установленным, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Проанализировав требования законодательства, положения аукционной документации контрольный орган в сфере закупок не усматривает противоречий с Методическими указаниями МУ 3.1.3420-17.
Заявителем жалобы не представлено бесспорных доказательств обратного.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
Комиссия Владимирского УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает установления требований к форме ответа на разъяснения положений документации.
На основании части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о том, что совокупности требований технического задания соответствует единственному производителю заявителем в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медстайл" на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку машины для мойки и дезинфекции жестких и гибких эндоскопов (N закупки 0128200000121004410) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 7 июля 2021 г. N 033/06/33-641/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2021