Резолютивная часть решения оглашена 07.07.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
____..
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя К_ О_.А.. (далее - заявитель) на положения документации при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на приобретение оборудования для создания и обустройства ФОКОТ в п.Великодворский Гусь-Хрустального района Владимирской области для нужд (администрации муниципального образования поселок Великодворский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области (N закупки 0128200000121003590) в открытом заседании в присутствии _____
Уполномоченный орган, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (исх.N ДИЗО-6295/071-11 от 05.07.2021).
06.07.2021 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 07.07.2021.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП К_.О.А. (далее - заявитель) на положения документации при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на приобретение оборудования для создания и обустройства ФОКОТ в п.Великодворский Гусь-Хрустального района Владимирской области для нужд (администрации муниципального образования поселок Великодворский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области N закупки 0128200000121003590).
Заявитель полагает, что документация рассматриваемого электронного аукциона содержит нарушения норм действующего законодательства. В частности заявитель указывает на следующее:
1. В Техническом задании аукционной документации в отношении позиции "Рулонное покрытие для беговых дорожек и вспомогательных зон (в комплекте с разметочной краской и клеем)" заказчиком установлено требование: "На покрытие должна быть нанесена разметка согласно правил IAAF.".
Однако, по мнению заявителя, разметка наносится после монтажа покрытия. При этом аукционная документация подразумевает только поставку, не монтаж. Соответственно, Заказчик требует характеристики, противоречащие своей же аукционной документации.
2. Кроме того, по данной позиции заказчиком установлены требования:
"- Плотность композиции (ГОСТ 28513-90) от 1,20 г/см3 до 1,35 г/см3;
- Плотность отвердителя (ГОСТ 28513-90) в пределах 1,2 г/см3-1,25 г/см3".
Заказчик ссылается на ГОСТ 28513, который является не действующим. Статус документа: утратил силу в РФ, введён в действие 01.01.1992.
3. Также, по мнению заявителя, по данной позиции некоторым требования являются излишне детализированными. В частности, заказчик устанавливает требования к составу покрытия, показатели которых возможно определить только путём лабораторных испытаний. При этом, в соответствии с действующим законодательством, участник закупки не обязан иметь товар в наличии на момент подачи заявки.
4. В Техническом задании в отношении товара 1. "Комплект искусственного покрытия, с высотой ворса не менее 20 мм, под размер поля 30 х 60 м, включающий 1100 пог. м. соединительной ленты и 400 кг клея" установлено требование "Гранитный отсев фракцией не более 5 мм - не менее 95 м3". Ни одно производство в мире не сможет создать 95 кубов гранитного отсева так, чтобы все частицы были одного размера. Данный показатель должен быть установлен диапазонным значением.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, обязать заказчика внести изменения в аукционную документацию.
Представитель заказчика выразил мнение о необоснованности доводов жалобы, пояснив следующее.
1. В техническом задании п.3 "Рулонное покрытие для беговых дорожек и вспомогательных зон (в комплекте с разметочной краской и клеем)" документации электронного аукциона требование Заказчика к поставке сформировано более чем понятно, разметка должна быть нанесена на такое рулонное покрытие. Должна быть выполнена поставка товара в готовом для использования на объекте Заказчика виде.
2. На сегодняшний день ГОСТ 28513 на территории РФ утратил силу, но параметры данного ГОСТа максимально отвечают требованиям Заказчика. Более того такие характеристики, как плотность композиции материала и плотности отвердителя, неотъемлемые части любого спортивного покрытия, используемого на открытых площадках. Производители вместе со своей продукцией предоставляют паспорт, где подробно указаны технические параметры, произведенной продукции.
3. Требования по характеристикам поставляемого товара установлены на основании анализа рынка и формирования НМЦК. Для надлежащего и качественного оснащения физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа необходимо покрытие, отвечающее требованиям, указанным в техническом задании.
4. В п.1 технического задания по позиции "Комплект искусственного покрытия, с высотой ворса не менее 20 мм, под размер поля 30 х 60 м, включающий 1100 пог. м. соединительной ленты и 400 кг клея", Заказчику для дальнейшего качественного и надлежащего использования товара в составе комплекта необходим Гранитный отсев фракцией не более 5 мм, где согласно инструкции участник должен указать конкретное значение данного параметра. Заказчиком закупается не сыпучий материал согласно ГОСТа, а комплект спортивного покрытия, где немаловажным фактором является использование фракции гранитного отсева одного размера. Кроме того, данный материал поставляется в комплекте, и компании-производители готовы поставить такие комплекты в полном соответствии с техническим заданием.
На основании изложенного, заказчик просит признать данную жалобу необоснованной.
Уполномоченный орган в своих письменных пояснениях сообщил, что нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
20.05.2021 в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение N0128200000121003590 и документация электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на приобретение оборудования для создания и обустройства ФОКОТ в п.Великодворский Гусь-Хрустального района Владимирской области для нужд (администрации муниципального образования поселок Великодворский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области.
22.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона N0128200000121003590 и аукционная документация.
Начальная максимальная цена закупки составляет 20 824 700,00 рублей.
Пунктом 1, пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В Приложении N2 к Информационной карте электронного аукциона "Показатели товара" заказчиком указан требуемый к поставке товар и приведено описание данного товара.
Рассмотрев требования, содержащиеся в аукционной документации и доводы, изложенные в жалобе, Комиссия пришла к следующему выводу.
1. В техническом задании Приложения N 2 к информационной карте документации электронного аукциона по позиции 3 "Рулонное покрытие для беговых дорожек и вспомогательных зон (в комплекте с разметочной краской и клеем)" Заказчиком установлены требования, в том числе: "На покрытие должна быть нанесена разметка согласно правил IAAF".
Проанализировав данные требования заказчика, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что при описании данный характеристики заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. В техническом задании Приложения N 2 к информационной карте документации электронного аукциона по позиции 3 "Рулонное покрытие для беговых дорожек и вспомогательных зон (в комплекте с разметочной краской и клеем)" Заказчиком установлены требования, в том числе:
"- Плотность композиции (ГОСТ 28513-90) от 1,20 г/см3 до 1,35 г/см3;
- Плотность отвердителя (ГОСТ 28513-90) в пределах 1,2 г/см3-1,25 г/см3".
Комиссия Владимирского УФАС России, рассмотрев данные требования Заказчик, констатирует, что заказчик ссылается на ГОСТ 28513. Однако данный документ 01.01.2011 утратил силу в РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании изложенного, Комиссия Владимирского УФАС приходит к выводу о том, что указанные действия заказчика противоречат положениям частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод заявителя находит свое подтверждение.
3. Рассмотрев довод относительно установленных заказчиком излишне детализированных требований к составу покрытия по позиции 3 "Рулонное покрытие для беговых дорожек и вспомогательных зон (в комплекте с разметочной краской и клеем)", Комиссия не установила нарушений действующего законодательства.
Проанализировав документацию и оценив доводы заявителя, Комиссия установила, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. Таким образом, заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики услуги, которые отвечают его потребностям, также вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
При описании данной позиции технического задания заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Вместе с тем, заявителем жалобы не предоставлено надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
Таким образом, данный довод заявителя не находит своего подтверждения.
4. В техническом задании Приложения N 2 к информационной карте документации электронного аукциона по позиции 1 "Комплект искусственного покрытия, с высотой ворса не менее 20 мм, под размер поля 30 х 60 м, включающий 1100 пог. м. соединительной ленты и 400 кг клея" Заказчиком установлены требования, в том числе: "Гранитный отсев фракцией не более 5 мм - не менее 95 м3".
При этом заказчик устанавливает следующую инструкцию для заполнения первых частей заявок участников закупки:
"Показатели, сопровождающие словами "не более" являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком;
Показатели, сопровождающие словами "не менее" являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком".
Проанализировав указанные положения документации, а также информацию, содержащуюся в открытых источниках сети Интернет, Комиссия Владимирского УФАС установила следующее.
Различные производители при описании комплекта искусственного покрытия такой показатель, как фракция гранитного отсева, указывают конкретным значением. Аналогичные требования установлены документацией рассматриваемой закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности данного довода жалобы.
Комиссия Владимирского УФАС России отмечает, что в соответствии с п. 3.35 Регламента ФАС комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, рассмотрев материалы дела, проанализировав требования положений Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС установила, что выявленные в ходе рассмотрения дела нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, а также пришла к выводу о нецелесообразности выдачи заказчику предписания.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП К_.О.А. на положения документации при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на приобретение оборудования для создания и обустройства ФОКОТ в п.Великодворский Гусь-Хрустального района Владимирской области для нужд (администрации муниципального образования поселок Великодворский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области (N закупки 0128200000121003590) частично обоснованной (в части нарушения требований частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
2. Признать заказчика нарушившим требования частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 7 июля 2021 г. N 033/06/33-638/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2021