Резолютивная часть решения оглашена 13.07.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Фомина М.В., заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
Лукьяновой А.С., ведущего специалиста - эксперта,
Платоновой В.В., специалиста - эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу индивидуального предпринимателя Г_.. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для ОРХМДиЛ для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000121003875) в присутствии представителей заказчика ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" ____
Уполномоченный орган, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (исх.N ДИЗО-6488/071-11 от 09.07.2021).
Заявитель жалобы, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
12.07.2021 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 13.07.2021.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/65-651/2021 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
06.07.2021 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП Г_... (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для ОРХМДиЛ для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000121003875).
Заявитель указал на следующее.
На этапе подачи заявок участником закупки были поданы запросы на разъяснение документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В разъяснениях на запросы участника закупки Заказчик указал, что будут внесены изменения в документацию об электронном аукционе.
Однако изменения в документацию по сути внесены не были, большинство позиций, которые указывались с запросе на разъяснение так и остались с характеристиками, которые указывают на единственного производителя Goodman, например, позиции 105, 108, 112, 115. Аналогично и по всем другим позициям в описании объекта закупки.
Таким образом, заявитель и другие участники закупки не смогли подготовить заявку на участие в электронном аукционе. Нарушения, допущенные Заказчиком при разъяснении положений документации, по мнению заявителя, повлияли на итог закупки, поскольку из 3 (трех) поданных заявок участников, допущены к участию только 2 (две) заявки.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.
11.06.2021 на сайте ЕИС было размещено два запроса о разъяснении положений аукционной документации:
- запрос N1 относительно описания объекта закупки по позициям 58, 59, 96,100;
- запрос N2 относительно описания объекта закупки по позициям 96, 100,166, 170, 172,217.
На основании полученных запросов заказчик принял решение о проведении дополнительной проверки описания объекта закупки в части соблюдения требования о защите конкуренции.
По результатам проверки в описание объекта закупки по позиции N100 были внесены изменения.
Описание объекта закупки по позициям 58, 59, 96, 166, 170, 172, 217 соответствует медицинским изделиям как минимум двух производителей. В связи с указанным обстоятельством, основания дня внесения изменений в указанные позиции отсутствовали.
Ответы на указанные запросы, а также изменения в аукционную документацию были размещены на сайте ЕИС в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, представители заказчика просят признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
01.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N0128200000121003875 о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для ОРХМДиЛ для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница".
04.06.2021 и 11.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона N0128200000121003875 и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта: 25 000 000,00 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
Комиссия Владимирского УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает установления требований к форме ответа на разъяснения положений документации.
На данную закупку поступило три запроса на разъяснение положений документации.
Комиссией Владимирского УФАС России установлено, что ответы на запросы о даче разъяснений положений документации об аукционе предоставлялись заказчиком в полном объеме и в соответствие с положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, Комиссией Владимирского УФАС России пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заказчиком в Приложении N2 к информационной карте установлены требования к наименованию товаров с техническими, качественными характеристиками товаров. При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
На основании анализа указанных норм, а также проанализировав документацию и оценив доводы заявителя, Комиссия установила, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. Таким образом, заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики услуги, которые отвечают его потребностям, также вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Контрольный орган в сфере закупок принимает во внимание то, что отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
На основании анализа указанных норм, представленных документов Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу, что участником закупки может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика.
В связи с выше установленным Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Кроме того, заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия Владимирского УФАС констатирует, что косвенным подтверждением отсутствия ограничения количества участников рассматриваемой закупки является то обстоятельство, что на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки от участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Г_... на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для ОРХМДиЛ для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000121003875) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 13 июля 2021 г. N 033/06/65-651/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2021