Резолютивная часть объявлена 07.07.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 12.07.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Н.С. Ивановой - заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Членов Комиссии:
Ю.А. Зацепиной - заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
М.В. Мельникова - заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
заказчика - Федерального государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калининградский государственный технический университет": А.М. Бойко (по доверенности);
заявителя - ИП Чащина С.А. - А.С. Чащина
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи жалобу ИП Чащина С.А. (вх. N 4818 от 30.06.2021) на действия заказчика - Федерального государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калининградский государственный технический университет" при проведении электронного аукциона на поставку климатической системы серверной (извещение N 0335100006521000008) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 30.06.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель указал, что в спецификации к контракту указан срок поставки до 06.08.2021, а в техническом задании - до 09.08.2021; считает, что на рынке нет ни одного производителя климатических систем, который дает возможность отслеживать информацию о гарантии на поставляемый товар посредством введения серийного номера изделия на сайте в сети Интернет; считает необоснованным требование заказчика о наличии "горячей линии" технической поддержки в рабочие дни с 8-00 по 18-00 по местному времени; считает необоснованным установление заказчиком требования верхней границы диапазона рабочих температур наружного блока при охлаждении +45 С, поскольку согласно данным из Википедии, самая высокая температура, зафиксированная в Калининграде за весь период наблюдений составляет + 36,5 С. Полагает, что Заказчик установили избыточные требования к объекту закупки, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик на заседании Комиссии с доводами жалобы Заявителя не согласился и пояснил, возможность отслеживать на сайте производителя информацию о гарантии на поставляемый товар путем введения серийного номера изделия реализована у производителей климатических систем: Mitsubishi; Panasonic; LG; Haier. Необходимость "горячей линии" технической поддержки обусловлено потребностями обеспечения максимально оперативного восстановления работоспособности дорогостоящего и высокотехнологичного оборудования Заказчика. Установление требования верхней границы диапазона рабочих температур наружного блока при охлаждении +45 С объясняется значительным нагревом оборудования в ходе его эксплуатации и по причине нахождения серверной в замкнутом неохлаждаемом помещении учебного заведения под темной крышей, сильно нагревающейся от воздействия солнечных лучей в жаркую погоду. Указание в Спецификации к контракту о неверной даты поставки товара считает технической ошибкой, правильные (и обязательные) сроки поставки указаны в техническом задании документации об аукционе и проекте контракта.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
15.06.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335100006521000008 и Аукционная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 400 000,00 рублей.
Согласно протоколу N 07-01 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме N 0335100006521000008 от 02.07.2021 на участие в Аукционе подано четыре заявки.
1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Описание объекта закупки - это фиксация различных характеристик (качественных, технических и т.д.), позволяющая идентифицировать объект закупки. Сведения, обосновывающие закупку, позволяют достичь поставленных целей и удовлетворить потребности заказчика. Удовлетворенность заказчика результатом закупки будет зависеть от обстоятельств, в которых он используется. Такого рода информация дает понятие о том, что необходимо принять во внимание при исполнении контракта, описывает использование результата закупки и требуемые показатели исходя из фактических данных, объясняет, как закупка определяется и используется, какие обстоятельства имеют значение при ее проведении.
Объект закупки описывается с учетом правил, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе V. "Техническое задание" документации об аукционе (далее - Техническое задание), Заказчиком установлен предмет закупки: Поставка климатической системы серверной (код КТРУ 28.25.12.130-00000018) со следующими функциональными, техническими и качественными характеристиками, эксплуатационными характеристиками объекта закупки, связанными с определением соответствия поставляемого товара требованиям Заказчика:
N |
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки |
Значения показателей |
|
|
Кондиционер бытовой, штук |
2 |
|
1. |
Вид кондиционера |
Мультисплит-система |
|
2. |
Инверторный тип кондиционера |
Да |
|
3. |
Класс энергоэффективности |
А |
|
4. |
Режим работы кондиционера |
охлаждение и обогрев |
|
5. |
Тип внутреннего блока |
Настенный |
|
6. |
Наличие системы антиобледенения |
Да |
|
7. |
Дополнительные функции |
Режим автоматической поддержки температуры, Режим осушения, Режим вентиляции (без охлаждения и обогрева) |
|
8. |
Наличие фильтров тонкой очистки воздуха |
Да |
|
В связи с тем, что характеристики, указанные в КТРУ не являются исчерпывающими и не позволяют точно определить характеристики закупаемого товара, в описании объекта закупки указаны дополнительные потребительские свойства, в том числе качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара исходя из характеристик, которым должен отвечать закупаемый товар (основание: п.5 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2021 N 145) | |||
9. |
Пульт дистанционного управления |
Наличие |
Обуславливается необходимостью управления установленным оборудованием на расстоянии недоступном в ручном управлении |
10. |
Мощность (производительность обеспечиваемая внутри помещения) в режиме охлаждения, кВт |
|
Обусловлена оборудованием уже установленным в помещении от которого зависит функционирование всей организации. |
11. |
Режим обогрева |
Наличие |
Обусловлена оборудованием уже установленным в помещении от которого зависит функционирование всей организации. |
12. |
Мощность потребляемая в режиме охлаждения, кВт |
|
Обусловлена возможностью имеющейся электрической сети |
13. |
Мощность потребляемая в режиме обогрева, кВт |
|
Обусловлена возможностью имеющейся электрической сети |
14. |
Возможность регулировки направления воздушного потока |
Наличие |
Обусловлена расположением уже имеющегося оборудования в помещении, возможными местами расположения внутренних блоков и сложностью обеспечения циркуляции воздушных масс |
15. |
Самодиагностика неисправностей |
Наличие |
Обусловлена возможностью скорейшего устранения неисправностей силами Заказчика без привлечения дополнительных финансовых затрат |
16. |
Функция запоминания настроек |
Наличие |
Обусловлено режимом эксплуатации кондиционеров в помещении их установки |
17. |
Таймер включения/выключения |
Наличие |
Обусловлено оптимизацией работы кондиционеров, связанной с эффективным использованием и продлением срока службы |
18. |
Режим быстрого охлаждения |
Наличие |
Обусловлена оборудованием уже установленным в помещении от которого зависит функционирование всей организации. |
19. |
Дегидратация внутреннего блока, л/ч |
Наличие |
Обусловлена оборудованием уже установленным в помещении от которого зависит функционирование всей организации. |
20. |
Максимальная длина магистрали , м |
|
Обусловлена особенностями здания Заказчика и местом установки |
21. |
Заводская заправка хладагента, гр. |
|
Обусловлена минимизацией затрат и скорейшим запуском оборудования при установке. |
22. |
Диапазон рабочих температур наружного блока при охлаждении, градус |
в диапазоне включая от -10 до + 45 |
Обусловлена круглогодичным использованием в условиях климата Калининградской области |
23. |
Подключение кондиционера к электросети 1 фаза, 220-240В, 50 Гц |
Соответствие |
Обусловлено имеющимся подключением используемых кондиционеров, взамен которых приобретаются новые |
24. |
Количество внутренних блоков кондиционера в комплекте поставки, шт. |
Не более 2 |
Обусловлена особенностями здания Заказчика и местом установки |
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "6-м - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В силу пункта 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссия установила, что Заказчик при описании объекта закупки использует позицию КТРУ 28.25.12.130-00000018 "Кондиционер бытовой". При этом Заказчик использует информацию, включенную в соответствующую позицию каталога, а также дополнительную информацию, дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога с обоснованием необходимости использования такой информации.
Статьей 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе, требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
По мнению Заявителя, требованиям Технического задания Аукционной документации не соответствует ни одна модель системы охлаждения на рынке, производитель которой дает возможность отслеживать информацию о гарантии на поставляемый товар посредством введения серийного номера изделия на своем сайте в сети Интернет. Вместе с тем, Комиссии Заказчиком представлена информация о том, что на рынке оборудования, являющегося предметом Аукциона, существует не менее четырех товарных знаков необходимого к поставке оборудования, удовлетворяющего всей совокупности требований, установленных Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе, в том числе представлены: ссылки на сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" производителей компаний Mitsubishi; Panasonic; LG; Haier, на которых имеется возможность отслеживать информацию о гарантии на поставляемый товар посредством введения серийного номера изделия (например, https://www.lg.com/ru/support/repair-warranty/track-repair; https://rus.panasonic.ru/gwarranty/serials и др.).
Согласно пояснениям Заказчика, устанавливая в документации о закупке оборудования требование по предоставлению гарантии, а также заявляя в пункте 9.6 Технического задания требование об обеспечении поставщиком наличия "горячей линии" технической поддержки в рабочие дни с 8-00 до 18-00 по местному времени (г. Калининград), Заказчик прежде всего учитывает важность оборудования (сервера), установленного в помещении, и критичность его надежной работоспособности (функционирования) для работы всего учебного заведения. Система технического гарантийного обеспечения должна обеспечивать восстановление работоспособности поставленного оборудования и устройств в течение 7 суток с момента поступления заявки (исключая выходные и праздничные дни) в течение гарантийного срока. Для устранения неисправностей или замены комплектующих на месте установки оборудования поставщик высылает мастера по ремонту в срок до 2-х часов в рабочее время по рабочим дням. На имеющемся у Заказчика дорогостоящем оборудовании развёрнуты сервисы, работающие в режиме 24/7, такие как сайт университета (www.klgtu.ru), электронная информационно-образовательная среда, доступ в электронную библиотеку университета, сервер, обеспечивающий работу баз данных продуктов 1C ("Университет ПРОФ", "Бухгалтерия государственного учреждения", "Зарплата и кадры бюджетного учреждения"), а так же шлюз доступа к сети Интернет. В случае отказа оборудования будет парализована работа большинства сотрудников и значительно ограничены возможности учащихся по получению необходимых сервисов и выполнению учебных планов, произойдет срыв приемной кампании учебного заведения.
Согласно пояснениям Заказчика в отношении доводов Заявителя о максимальной температуре в Калининграде равной 36,5 С, исходя из информации полученной к заседанию Комиссии из Калининградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, фиксация измерений температуры происходит раз в три часа, после чего по максимальной температуре определяется температурный рекорд. Измерение температуры воздуха происходит на специально оборудованных метеоплощадках в тени на высоте двух метров от земли, что кардинально отличается от температурных условий в месте установки наружного блока кондиционера (над тёмной крышей, во внутреннем дворе) помещения Заказчика. С учетом вышеизложенного, расчёт параметров температурных режимов работы кондиционера, исходя из официальных данных по фиксации максимальной температуры воздуха в г. Калининграде, был бы корректен при условии, что блок кондиционера располагается в тени на специальной площадке на высоте двух метров от земли, что полностью отличается от фактических условий эксплуатации в месте установки (во внутреннем дворе здания над плоской крышей).
На заседание Комиссии Заказчиком представлены коммерческие предложения, использовавшиеся при формировании НМЦК, согласно которым коммерческими организациями были предложены к поставке кондиционеры не менее двух производителей (Mitsubishi и LG), соответствующие требованиям Технического задания документации об Аукционе.
Согласно протоколу N 07-01 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме N 0335100006521000008 от 02.07.2021 на участие в закупке поступило 4 заявки, предлагаемое оборудование в которых в части оспариваемых Заявителей положений документации об аукционе соответствовали требованиям Технического задания.
На основании изложенного, изучив представленные сторонами доказательства и доводы, Комиссия приходит к выводу о том, что указание в Техническом задании таких требований, которые отвечают потребностям заказчика, и при этом соответствуют как минимум двум производителям, не может рассматриваться как ограничение количества участников закупки, поскольку Заказчик не имеет возможности установить требования, которые удовлетворили бы всех потенциальных участников закупки. Отсутствие возможности выполнить те или иные условия закупки у одного хозяйствующего субъекта не свидетельствует об ограничении общего числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При формировании условий закупки заказчик не должен игнорировать предмет и цели регулирования организации закупок, направленные на эффективность использования бюджетных средств. Таким образом, заказчик вправе установить требования к качеству, функциональным характеристикам поставляемым товарам, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Из смысла и содержания статьи 33 Закона о контрактной системе также следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В связи с изложенным выше Комиссия делает вывод о том, что Заказчиком при описании объекта закупки не включены требования к товарам, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, нарушения положений статьи 33 Закона о контрактной системе не установлено, а доводы жалобы Заявителя об обратном не нашли своего подтверждения.
2. Заявителем в жалобе указано на установление в проекте контракта положения, которое не соответствует документации о закупке в части срока поставки товара.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Комиссией установлено, что при формировании приложений к проекту контракта Заказчиком допущена техническая ошибка: в пункте 3 Приложения N 1 "Спецификация на поставку климатической системы серверной" к Контракту Раздела VI "Проект контракта" документации об аукционе указано: "Срок поставки: до 06 августа 2021 года". Данный факт Заказчиком не оспаривается.
При этом, документация об аукционе содержит следующую информацию о сроках поставки товара:
Извещением о проведении электронного аукциона установлено: "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - до 09 августа 2021".
Согласно пункту 3.1. Раздела VI "Проект контракта" документации об аукционе: "Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: г. Калининград, Советский проспект, 1 (далее - место доставки), в срок до 09 августа 2021 года.".
Пункт 3 Раздела V "Техническое задание" документации предусматривает: "Срок поставки: до 09 августа 2021 года".
На основании изложенного, исходя из содержания части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и принимая во внимание, что в извещении о проведении электронного аукциона, Техническом заданием и проекте контракта, являющихся неотъемлемой частью документации об аукционе, установлен единообразный срок поставки, а срок, указанный в пункте 3 Приложения N 1 "Спецификация на поставку климатической системы серверной" к Контракту Раздела VI "Проект контракта" не затрагивает права и законные интересы участников закупки, учитывая, что обращений за разъяснениями положений документации по поводу наличия противоречиях в сроках от участников закупки не поступало, Комиссия приходит к выводу о том, что допущенная Заказчиком техническая ошибка не повлияла и не могла повлиять на проведение аукциона.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Чащин И.С. необоснованной.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: Ю.А. Зацепина
М.В. Мельников
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 12 июля 2021 г. N 039/06/64-733/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2021