Резолютивная часть оглашена
12.07.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Вионикс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку оборудования видеоконференцсвязи для нужд Правительства Самарской области (извещение N 0142200001321014014, начальная (максимальная) цена контракта - 4 989 655,91 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Вионикс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы Заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку закупки, признать положения аукционной документации несоответствующими законодательству, выдать предписание об устранении выявленных нарушений, привлечь к административной ответственности виновных должностных лиц.
Заказчик, Уполномоченный орган в письменных пояснениях против доводов Заявителя возражали, указывая на необоснованность жалобы и отсутствие нарушения прав и законных интересов участников закупки, просили отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, аукционную документацию, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу пункта 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Относительно доводов Заявителя об ограничении количества участников закупки требованиями аукционной документации (установление избыточных и детальных требований к техническим характеристикам товара в позициях 1, 3, 6, 11, 12, 30) установлено следующее.
В соответствии с техническим заданием (размещено 23.06.2021 г.) Заказчиком осуществляется закупка аппаратов телефонных прочих, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях). Таким образом, предметом закупки является право на заключение государственного контракта на поставку товара, а не на его производство. Следовательно, участником закупки может выступать лицо, в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, но готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Заказчик пояснил, что перечисленные характеристики поддерживаются и в оборудовании ВКС других производителей, в частности: Sennheiser, AKG (позиция 1), Inogeni, Seada (позиция 3), Samsung, Hyundai, Sony (позиция 6), Aver (позиция 11), Polycom, Cisco (позиция 30).
Закупаемое оборудование не является оборудованием, распространяемым только эксклюзивными дистрибьюторами, и представлено в том числе и в сетях "Ситилинк", "М-Видео", "Эльдорадо" и другими.
Заявителем документально не подтверждено отсутствие возможности у него или любого иного лица, желающего принять участие в аукционе, приобрести товар, соответствующий техническому заданию, в целях поставки их для нужд заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, в наличии товара, соответствующего потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Закупаемое оборудование предназначено для формирования выездного комплекта, необходимого для обеспечения проведения сеансов видеоконференцсвязи высших должностных лиц Правительства Самарской области, в том числе и на специально не приспособленных для этого площадках. Именно этим и обусловлены повышенные требования к оборудованию в целях обеспечения максимально возможного качества передачи сигнала, возможности тонкой настройки системы, помехозащищённости, автономности, быстроты развёртывания, монтажа и подключения в любых условиях, полной совместимости и оперативной взаимозаменяемости (в случае возникновения инцидентов и выхода из строя) с ранее приобретённым оборудованием.
Таким образом, Заказчиком в техническом задании даны качественные характеристики объекта закупки, включающие в себя совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым нормативным требованиям.
Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона либо к созданию одним участникам закупки преимуществ перед другими. На готовность поставить данное оборудование указано в коммерческих предложениях, что свидетельствует о наличии конкурентной составляющей при проведении аукциона.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки.
В соответствии с п.1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Комиссий Самарского УФАС установлено, что требования к закупаемым товарам установлены корректно, в полном соответствии с требованиями нормативных документов. Положения аукционной документации являются необходимыми и достаточными для определения потребностей Заказчика и полностью соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Иных жалоб от участников закупки не поступало.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было. Заявитель участие в рассмотрении жалобы не принимал.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Вионикс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 июля 2021 г. N 633-10740-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2021