Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Турэксперт" (вх.N 011238) (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на Оказание услуг по организации и проведению агропромышленной выставки "Прикамский Агрофест" (изв. N 0156200000921000016) (далее - Конкурс, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 05.07.2021 N 008042-21) рассмотрение жалобы было назначено на 06.07.2021 в 11:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 08.07.2021 с целью изучения и анализа доводов жалобы, конкурсной документации. После перерыва рассмотрение жалобы продолжено Комиссией в прежнем составе без участия сторон.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200000921000016 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее также - Заказчик) проводится открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению агропромышленной выставки "Прикамский Агрофест".
В соответствии с извещением и конкурсной документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 09.06.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 900 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 02.07.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что заказчиком установлен показатель "Деловая репутация - наличие у участника конкурса официальных писем, выданных контрагентами" неценового критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 4, 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее также - Правила N 1085).
Согласно п. 8 Правил N 1085, В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Согласно п. 11 Правил N 1085, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с п. 27 Правил N 1085, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Из буквального толкования п. 27 Правил N 1085 следует, что приведенный перечень не является исчерпывающим и заказчики вправе самостоятельно формулировать иные показатели оценки заявок, с учетом объекта закупки, а также норм и принципов действующего законодательства о контрактной системе.
Также правила оценки заявок не содержат запрета на установление в документации предельных значений показателей критериев оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе равных единице (например, одного контракта, одного специалиста, одного акта оказанных услуг и т.д.). Более того, право заказчика на установление обжалуемого порядка оценки заявок прямо предусмотрено п. 24 Правил N 1085.
В приложении N 1 к конкурсной документации, Заказчиком установлены критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки.
В частности, установлен неценовой критерий оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость - 40 %), в рамках которого установлен показатель "Деловая репутация - наличие у участника конкурса официальных писем, выданных контрагентами" (значимость 0,5).
В рамках показателя "Деловая репутация - наличие у участника конкурса официальных писем, выданных контрагентами" установлен предмет оценки - количество документов, подтверждающих наличие деловой репутации по оказанию услуг, сопоставимого характера.
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 3 (три) документа по выполненным работам (оказанным услугам), сопоставимого характера и объема* (Кпред).
Документами, подтверждающими наличие деловой репутации по выполненным работам (оказанным услугам), сопоставимых по характеру являются копии положительных отзывов, выданных контрагентами (органами государственной власти Пермского края и/или органами местного самоуправления города Перми и/или бюджетными (автономными) учреждениями Пермского края), подтверждающих положительную репутацию участника закупки за период с 01.01.2018 до 31.12.2020:
- грамоты, благодарности, благодарственные официальные письма, справки.
Требования к оформлению благодарственных официальных писем, справок:
документ (справка, письмо) должен быть на бланке учреждения, иметь все реквизиты в соответствии с правилами официальной, деловой переписки (наименование предоставляющей информацию организации, адрес, дату, подпись руководителя, печать).
* Работами (услугами) сопоставимого характера с предметом конкурса считаются работы (услуги) по техническому обеспечению, организации и проведению мероприятий, выполненные (оказанные) за последние 3 (три) года до даты размещения извещения о закупке.
Исходя из анализа указанного показателя, Комиссия находит его нарушающим действующее законодательство о контрактной системе, а также права и законные интересы Заявителя жалобы.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком необоснованно ограничена возможность представления для оценки положительных отзывов, выданных исключительно органами государственной власти Пермского края и/или органами местного самоуправления города Перми и/или бюджетными (автономными) учреждениями Пермского края.
Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Необходимо учитывать, что характер оказания услуг по техническому обеспечению, организации и проведению мероприятий не зависит от субъекта РФ, в котором данные услуги оказываются. Ограничение возможности представления для оценки положительных отзывов, выданных исключительно государственными (муниципальными) заказчиками Пермского края не может свидетельствовать о большей квалификации участника закупки, у которого данные письма имеются, перед участником закупки, оказывавшем сопоставимые услуги в для заказчиков из иных субъектов РФ. Кроме того, указанное ограничение не соответствует установленным принципам свободы перемещения товаров, работ и услуг, а также обеспечения конкуренции.
При вынесении решения Комиссией также приняты во внимание представленные Заявителем доказательства наличия у него необходимых для оценки отзывов и благодарственных писем, выданных от имени государственных заказчиков федерального уровня и уровня субъектов РФ, за исключением Пермского края, а также муниципальных заказчиков. В этой связи, установленные Заказчиком ограничения прямо нарушают права и законные интересы Заявителя, как участника закупки.
Комиссия также отмечает, что в рамках другого показателя "Наличие опыта участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки", в рамках установленного предмета оценки - количество заключенных и исполненных участником конкурса договоров (контрактов) на выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера и объема с предметом конкурса, Заказчиком не установлено ограничений ни по признаку территориального расположения заказчиков, для которых такие услуги оказывались, ни по характеру заказчиков: допускается представление для оценки как государственных (муниципальных) контрактов, так и иных договоров, заключенных с хозяйствующими субъектами.
На основании изложенного, Комиссия признает доводы жалобы Заявителя обоснованными, а действия (бездействие) Заказчика нарушающими п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
В указанных действиях (бездействии) Заказчика имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Турэксперт" (вх.N 011238) на действия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на Оказание услуг по организации и проведению агропромышленной выставки "Прикамский Агрофест" (изв. N 0156200000921000016) обоснованной;
2. Признать в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края нарушение требований п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе;
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику, Оператору электронной площадки, Единой комиссии N3;
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по факту допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 июля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2021