Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Вятка-АгроДизель" (далее - Заявитель) на действия Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку плугов лесных (изв. N 0156200002521000023),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200002521000023 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку плугов лесных. НМЦК - 950 199,99 руб.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком в техническом задании неправомерно установлены требования к техническим характеристикам товара.
Заказчиком в п.3.1 Технического задания указана характеристика тип агрегатирования - прицепной, вместе с тем, фактически Заказчиком в техническом задании описан навесной плуг.
Пункты 3.11, 3.13 Технического задания ограничивают конкуренцию среди возможных участников закупки, поскольку требуемые форма клина и запатентованный вид отбойника соответствуют товару только одного производителя.
Указанное в п.1.12, п.3.10 Технического задания значение показателя "усиленная" в отношении показателя "плужная стойка" не является характеристикой товара и вводит в заблуждение участников закупки.
2. Также, Заявитель полагает, что Заказчик, фактически, не отвечает на запросы разъяснений положений аукционной документации по существу.
Согласно пояснениям Заказчика, значение показателя "Тип агрегатирования" указан в соответствии с каталогом товаров, работ и услуг N 28.30.32.000-00000003. Данная характеристика указывает главный показатель типа, именно то, что плуг является прицепным, а не навесным, что не может являться несоответствием технического задания.
Усиление конструкции - увеличение несущей способности или жёсткости конструкции путём изменения сечения или схемы её работы с отклонением от базовых показателей аналогичной продукции. Данный показатель, являясь субъективным восприятием производителей товаров, необходим для проведения работ в условиях региона.
Поставщики на свое усмотрение имеют право усиливать базовую конструкцию несущего элемента дополняя его ребрами жесткости, либо увеличивая толщину металла поставляемого изделия. Невозможно указать в техническом задании, как и чем конкретно должна быть усилена плужная стойка, для возможности проведения лесохозяйственных работ, так как это ведет к фактическому ограничению участников аукциона.
Заказчик отмечает, что в соответствии с проведенным анализом рынка под данное техническое задание соответствуют плуги не менее трех поставщиков, на основании коммерческих предложений которых сформирована начальная (максимальная) цена контракта.
Также, Заказчик указывает, что патент подтверждает исключительное право патентообладателя на изобретение, но это не исключает право передачи на использование патента путем лицензированного договора и реализации данной продукции другими поставщиками.
При этом, в суровых условиях работы на лесной почве, конструкция плуга с формой передней части в виде клина и видом отбойника - десятигранная призма показала себя более надежно, по сравнению с другими конструкциями аналогичной продукции.
Комиссия, изучив доводы Заявителя, пояснения Заказчика, представленные материалы отмечает следующее.
1. Согласно п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о закупках, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.3 раздела 5 Аукционной документации описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта.
В Техническом задании аукционной документации указано:
3 |
Плуг лесной - 2 шт. |
||
3.1 |
Тип агрегатирования |
прицепной |
В соответствии с КТРУ N 28.30.32.000-00000003 |
3.2 |
Минимальный тяговый класс трактора |
не менее 1,4 |
Дополнительный показатель |
3.3 |
Производительность |
не менее 4,5 км/ч |
Дополнительный показатель |
3.4 |
Габаритные размеры: |
|
Дополнительный показатель |
3.4.1 |
длина |
не менее 3450 мм |
|
3.4.2 |
ширина |
не менее 1540 мм |
|
3.4.3 |
высота |
не менее 900 мм |
|
3.5 |
Масса |
не менее 750 кг |
Дополнительный показатель |
3.6 |
Отвал (толщина) |
не менее 8 мм |
Дополнительный показатель |
3.7 |
Максимальная глубина обработки |
|
В соответствии с КТРУ N 28.30.32.000-00000003 |
3.8 |
Ширина борозды пол посадку лесных культур |
не менее 600 мм |
Дополнительный показатель |
3.9 |
Ширина противопожарной полосы |
не менее 1400 мм |
Дополнительный показатель |
3.10 |
Плужная стойка |
усиленная |
Дополнительный показатель |
3.11 |
Форма передней части плуга |
клин |
Дополнительный показатель |
3.12 |
Крепление для форвардера |
да |
Дополнительный показатель |
3.13 |
Вид отбойник плуга |
десятигранная призма |
Дополнительный показатель |
3.14 |
Вид оборудования |
плуг |
В соответствии с КТРУ N 28.30.32.000-00000003 |
Комиссия отмечает, что в силу ч.1.1 ст. 33 Закона о закупках при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг.
В описании товара указанном в позиции 28.30.32.000-00000003 КТРУ, предусмотрены следующие типы агрегатирования: Задней навески; Межосевой; Навесной; Навесной плуг с присоединением спереди и сзади; Полунавесной; Прицепной; Фронтальной навески.
Согласно п.3.1 Заказчиком указан тип агрегатирования - прицепной.
Комиссия отмечает, что, исходя из совокупности, требований к товару, предусмотренных Заказчиком в Техническом задании, не следует того, что Заказчику к поставке необходим навесной плуг.
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что в данной части действия Заказчика при формировании аукционной документации нарушений положений Закона о закупках не содержат. Указанный довод основан на субъективном восприятии требований Технического задания и не подтверждается материалами жалобы.
Вместе с тем, в отношении доводов Заявителя о том, что пункты 3.11 и 3.13 соответствуют товару единственного производителя, а именно ПЛМЛ-001Ф Антимонопольный орган отмечает следующее.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчик, в подтверждение своих доводов представил в адрес Комиссии 3 коммерческих предложения от поставщиков: ООО "ТПК КОНТАКТ", ООО "НОРМА", ООО НПО "ЛЕСПРОМРЕСУРС".
Комиссия отмечает, что представленные коммерческие предложения содержат в себе предложения к поставке товара: Плуг ПЛМЛ-001Ф.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не доказано наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Также, Комиссия отмечает, что указанная в пункте 3.10 характеристика плужной стойки "усиленная" не является конкретной, обоснованной, объективно и доступно описывающей потребность Заказчика.
Пояснениями Заказчика также подтверждается, что невозможно указать, каким образом должна быть усилена плужная стойка для тех или иных лесохозяйственных работ.
Таким образом, исходя из вышеописанного, Комиссия отмечает, что Заказчиком, при составлении технического задания к аукционной документации допущены нарушения п.1 ч.1 ст. 64 Закона о закупках.
Следовательно, в действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1. ст. 7.30 КоАП РФ.
2. В отношении довода заявителя о том, что ответ Заказчика на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации нарушает положения Закона о закупках Комиссия отмечает, что порядок ответа на запросы о даче разъяснений урегулирован ст. 65 Закона о закупках.
Согласно ч.4 ст. 65 Закона о закупках в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В ч. 5 ст. 65 Закона о закупках разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о закупках заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
Согласно данным размещенным в ЕИС, 28.05.2021 г. Заказчиком размещены разъяснения положений документации о проведении аукциона в электронной форме. В данных разъяснениях указаны разъяснения Заказчика в отношении каждого пункта запроса.
Комиссия отмечает, что Закон о закупках не содержит императивных норм, содержащих требование к составу таких разъяснений или норм, содержащих обязанность Заказчика вносить изменения в документацию на основании запроса о даче разъяснений.
Следовательно, в действиях Заказчика, в данной части, нарушений положений Закона о закупках не усматривается.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вятка-АгроДизель" (далее - Заявитель) на действия Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку плугов лесных (изв. N 0156200002521000023) обоснованной в части довода об установлении в п.п. 3.10, 3.11, 3.13 Технического задания требований, противоречащих положениям Закона о закупках.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в результате рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 июля 2021 г. N 011155/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2021