Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
В присутствии (ВКС):
рассмотрев жалобу ООО "Проектно-строительная фирма "СБ",
У С Т А Н О В И Л А:
02.07.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Проектно-строительная фирма "СБ" на действия Заказчика - администрация МО Белохолуницкое городское поселение Белохолуницкого района Кировской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по корректировке проектной документации "Строительство берегоукрепления Белохолуницкого водохранилища в г. Белая Холуница Белохолуницкого района Кировской области" (извещение 0340200003321006603).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании конкурсной документации:
1. требование о предоставлении участником закупки выписки из реестра членов СРО на подготовку проектной документации, а также предоставлении выписки из реестра членов СРО осуществляющих инженерные изыскания, является необоснованным, поскольку если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуется членство в различных саморегулируемых организациях, заказчик вправе установить требование о наличии членства в саморегулируемой организации у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии у него членства во всех указанных саморегулируемых организациях. К выполнению указанных работ исполнитель вправе привлечь субподрядчиков. Следовательно, требование, установленное к участнику закупки о необходимости членства в двух СРО, является необоснованным, влекущим ограничение количества участников закупки;
2. при расчете и обосновании НМЦК Заказчиком ограничен круг участников закупки, не применяющих льготный режим налогообложения;
3. Заказчиком необоснованно указано в извещении о закупке информация об отнесении данной закупки к поставке товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения. В ходе рассмотрения жалобы Заявитель отказался от данного довода;
4. проект контракта не содержит обязательных требований типовых условий контракта, утвержденных приказом Минстроя России от 14.01.2020 г. N 10/пр, а именно п. 1.3, 2.1, 3.1-3.6, 5.1.
Рассмотрение жалобы назначено на 08.07.2021 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Заказчик, направил пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, указал, что:
1. работы по проектированию и инженерным изысканиям являются технологически и функционально связанными друг с другом. Минстрой России в письмах от 30.01.2018 N2890-ХМ/08 и от 15.01.2018 N834-ТБ/02 указал, что в случае, когда предметом договора подряда является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, подрядчик должен быть одновременно членом двух СРО - в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования;
2. НМЦК определялась и обосновывалась в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе методом сопоставимых рыночных цен (коммерческие предложения прилагаются);
3. данная закупка не отнесена к поставке товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения;
4. проект контракта разработан в соответствии со ст. 34 Закона о контрактной системе.
Считает жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение направило пояснения, согласно которым проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. Заказчиком дан ответ на запрос о сути спорных моментов жалобы, в ЕИС ответ размещен 22.06.2021 г. Просит признать необоснованными доводы жалобы, просит в удовлетворении отказать. Уполномоченное учреждение направило ходатайство о рассмотрении материалов жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
10.06.2021 года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по корректировке проектной документации "Строительство берегоукрепления Белохолуницкого водохранилища в г. Белая Холуница Белохолуницкого района Кировской области" (извещение 0340200003321006603). Дата окончания подачи заявок - 05.07.2021 г. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 900 000,00 руб. Код позиции по КТРУ - 71.12.19.100.
Относительно довода о неправомерном установлении требования о предоставлении в составе заявки выписок СРО в области проектирования и в области изыскания, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Следовательно, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Вместе с тем, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
Объектом закупки является выполнение работ по корректировке проектной документации "Строительство берегоукрепления Белохолуницкого водохранилища в г. Белая Холуница Белохолуницкого района Кировской области". В силу п. 22 Технического задания установлена необходимость выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации <_> в объеме необходимом для актуализации проектной документации.
Согласно п. 8.1 Информационной карты во второй части заявки участник аукциона предоставляет, в том числе:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания;
Совокупный размер обязательств по договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Указанное требование не распространяется на случаи, предусмотренные частью 2.1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ.
Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
Совокупный размер обязательств по договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Указанное требование не распространяется на случаи, предусмотренные частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, конкурсной документацией предусмотрена необходимость членства участника открытого конкурса в электронной форме в СРО в области инженерных изысканий и в области проектирования.
Требования к лицам, осуществляющим строительные работы, установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Частью 2 ст. 47 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно ч. 1 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с ч. 5 ст. 48 ГрК РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи) либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи) вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что они являются членами саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации.
Частью 5.2 ст. 48 ГрК РФ установлена, что договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
В силу ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу п. 1 ст. 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
По смыслу изложенных нормативных положений юридическое лицо, не являющееся членом СРО в области инженерных изысканий, может привлечь к выполнению таких работ иных лиц, являющихся членами СРО в указанной области, если контрактом не ограничивается возможность привлечения субподрядчиков к выполнению таких работ.
Вместе с тем, субподрядчики, привлекаемые исполнителем, обязаны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе иметь соответствующие лицензии, свидетельства или СРО на осуществляемые виды деятельности, если такие требования установлены отраслевым законодательством Российской Федерации.
В проекте муниципального контракта, заключаемого по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме, не установлена обязанность подрядчика выполнить работу лично, что допускает возможность привлечения генподрядчиком к исполнению муниципального контракта субподрядчиков.
При этом результат работ - корректировка проектной документации, а не проведение изыскательских работ.
Согласно правовой позиции Верховного Суд РФ изложенной в определении от 25.08.2016 N 310-КГ16-9949, предоставление свидетельства саморегулируемой организации по каждому из данных видов работ является необходимым в случае, если участник аукциона предполагает выполнение соответствующих видов работ самостоятельно. В ином случае достаточно одного документа - свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, иные требования, в том числе безопасности, качества выполненных работ достигаются через привлечение сторонних лиц, имеющих соответствующие допуски.
В случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, свидетельства или СРО, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии, свидетельства или СРО у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии всех указанных документов у участника закупки, поскольку установление такого требования в документации о закупке приведет к ограничению количества участников закупки. В данном случае к выполнению указанных работ исполнитель вправе привлечь субподрядчиков.
Таким образом, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе выполнению инженерных изысканий, целесообразно устанавливать требование к участнику закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования (данная позиция отражена в Письмах ФАС России от 02.08.2019 N ДФ/67066/19, от 26.06.2018 N АГ/47983/18).
Таким образом, в силу изложенного выше, принимая во внимание, что в проекте контракта отсутствует запрет на привлечение субподрядных организаций, Заказчик, установив в конкурсной документации требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации не только в области проектирования, но и в области инженерных изысканий, нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также нарушил часть 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, установив требование о предоставлении выписки из реестра членов СРО в области инженерных изысканий.
Довод Заявителя обоснован.
Относительно довода о неверном формировании и обосновании НМЦК, установлено следующее.
Согласно п. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе начальная (максимальная) цена контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В документациях к проверяемым аукционам размещено обоснования НМЦК, что соответствует ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В силу ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Довод Заявителя о нарушении Заказчиком определения начальной (максимальной) цены контракта Комиссия УФАС России оставляет без рассмотрения.
Относительно довода о неприменении типовых условий контракта, утвержденных приказом Минстроя России от 14.01.2020 г. N 10/пр, установлено следующее.
В силу ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (далее - Типовые условия контрактов) установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 г. N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление N 606).
Согласно п. 6 Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением N 606, типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 15 Постановления N 606 установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Типовые условия контрактов утверждены приказом Минстроя России от 14.01.2020 г. N 10/пр (далее - Типовые условия) и размещены в ЕИС 24.03.2020. Начало действия указанного приказа 01.01.2021 г.
Информационной картой типовых условий контракта на выполнение проектных и (или) изыскательских работ установлены показатели для применения типовых условий контрактов:
а) наименование работы - выполнение проектных и (или) изыскательских работ;
б) коды предмета контракта:
код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД2: 71.12.12 - 71.12.19;
код по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД2: 71.11, 71.12;
в) при любом размере начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в Информационной карте указано, что Типовые условия контракта на выполнение проектных и (или) изыскательских работ применяются в случае, если земельный участок, на котором проводятся работы, расположен на территории Российской Федерации, а также при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия.
При рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что в проекте контракта не в дословной формулировке, но содержатся пункты N 1.3, 2.1, 5.1 Типовых условий. При этом пункты N 3.1 и 3.6 Типовых условий, не применены.
Таким образом, Заказчик обязан применить Типовые условия контракта.
Довод Заявителя обоснован.
Устранение выявленных нарушений возможно посредством выдачи предписания.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Проектно-строительная фирма "СБ" на действия Заказчика - администрация МО Белохолуницкое городское поселение Белохолуницкого района Кировской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по корректировке проектной документации "Строительство берегоукрепления Белохолуницкого водохранилища в г. Белая Холуница Белохолуницкого района Кировской области" (извещение 0340200003321006603) в связи с нарушением Заказчиком ч. 6 ст. 31, ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, а также ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2. Выдать предписание об устранении нарушений.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 8 июля 2021 г. N 043/06/31-572/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2021