Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Силичева М.В. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Заместителя председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Члена Комиссии: Капчикаева А.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии представителей:
от заказчика - Леоновой Т.С.
от заявителя - Слотина А.В.
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сахалин Восток Сервис" (ИНН 6501290848) (далее - заявитель, общество) на положения закупочной документации, утвержденной государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" (ИНН 6501068674) (далее - заказчик, котировочная комиссия) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0361200001221000057) (далее - запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
24.06.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения закупочной документации, которая, по его мнению, не соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
1. Заказчик требует указывать конкретные (точные) параметры, без слов "не более", "не менее" для готового средства pH.
2. Указание заказчиком режимов применения дезинфицирующих средств с указанием концентрации и экспозиции является излишним.
3. В п. 21 Технического задания указано, что средство эффективно при использовании в стиральных машинах для обеззараживания текстильных изделий при бактериальных, вирусных инфекциях при температуре не более 40 °C, при туберкулезе, грибковых инфекциях не более 60 °C. Однако такое указание противоречит действующему СанПиН.
Рассмотрение жалобы по существу назначено на 30.06.2021 в 11 часов 30 минут.
Вместе с тем, в целях всестороннего рассмотрения дела, принятия мотивированного решения, а также для истребования дополнительных документов, Комиссией Сахалинского УФАС России объявлен перерыв до 01.07.2021 12 часов 00 минут.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу, явкой своих представителей не обеспечили, правом участия в заседание Комиссии посредством видеоконференцсвязи не воспользовались.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 указанной выше нормы определено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе аукционы запрос котировок.
В соответствии с частью 1 статьи 82.1 Закона о контрактной системе под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
Как установлено на заседание Комиссии и следует из материалов дела, 17.06.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении запроса котировок (извещение N 0361200001221000057).
В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.
По мнению ФАС России, установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки на момент подачи заявки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Проанализировав положения технического задания, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
В п. 3 Инструкции по заполнению заявки указано, что если в "описании объекта закупки" значение показателя технического или функционального параметра содержит слова: "не менее", "не более", то участник закупки указывает конкретные (точные) параметры без слов: "не менее", "не более".
В п. 3, 11, 12, 18. 19 Технического задания указаны требования рН не более 7,0 (7,5, 8.0). То есть с учетом инструкции по заполнению заявки участнику необходимо указать точное значение параметра.
Однако установлено, что концентрация водородных ионов (рН ) не может быть точным параметром и колеблется в определенных пределах.
При этом представленные заказчиком распечатки с сайтов производителей о том, что средство дезинфицирующее может иметь рН с конкретным значением, Комиссией не принимается, так как информация из сети интернет не может быть достоверной.
Таким образом, первый довод заявителя признается обоснованным.
Относительно второго довода, Комиссия пришла к выводу о его необоснованности, по следующим основаниям.
В п. 5 Технического задания указаны требования действующие вещества: ЧАС, спирт, гуанидин. Содержание спирта соответствует п. 2 Приложения 2 МУ 3.5.1.3674-20.3.5.1.
Кожные антисептики выпускают в виде готовых к применению спиртовых или водных растворов, гелей, дезинфицирующих салфеток, жидких/пенных мыл с антимикробными свойствами (кожные антисептики - моющие средства). Способ обработки рук зависит от формы выпуска антисептика. Растворы, гели втирают в кожу, нанося средство из флакона, дозатора; дезинфицирующими салфетками протирают кожу рук; кожными антисептиками - моющими средствами моют кожные покровы. Количество антисептика и время обработки определяется инструкцией по применению препарата.
Действующими веществами кожных антисептиков являются спирты (этиловый (этанол), изопропиловый (пропанол-2), пропиловый (пропанол-1) или смеси этих спиртов в разных количественных соотношениях), а также действующие вещества из других групп химических соединений.
Спиртосодержащие (без дополнительных антимикробных добавок) кожные антисептики имеют, как правило, оптимальную эффективность при концентрации спиртов (по массе): этилового - не менее 70%, изопропилового - не менее 60%, пропилового - не менее 50%; в композиционных составах кожных антисептиков оптимальное суммарное содержание этилового и/или изопропилового и/или пропилового спиртов должно составлять 60-70%.
В состав кожных антисептиков могут входить катионные поверхностно-активные вещества (КПАВ) - четвертичные аммониевые соединения (ЧАС), производные гуанидинов - полигексаметиленгуанидины (ПГМГ), хлоргексидина биглюконат (ХГБ), октенидин гидрохлорид, октенидин дигидрохлорид, третичные алкиламины, йодофоры, феноксиэтанол и др.
Таким образом, при установлении требования о действующих веществах ЧАС, спирт, гуанидин в кожных антисептиках Заказчик не нарушил требования ст. 33 Закона о контрактной системе.
В п. 21 Технического задания указано требование, что средство эффективно при использовании в стиральных машинах для обеззараживания текстильных изделий при бактериальных, вирусных инфекциях при температуре не более 40 °C, при туберкулезе, грибковых инфекциях не более 60 °C.
Однако установлено, что слова "не более" установлены заказчиком ошибочно, что не отрицалось последним.
Кроме того, из инструкции N67/19 по применению средств дезинфицирующих "Ремедин для стирки" следует, что при использовании в автоматических стиральных машинах для обеззараживания текстильных изделий при бактериальных, вирусных инфекциях выбирают программу при температуре не менее 40 °C, при туберкулезе, грибковых инфекциях не менее 60 °C.
Таким образом, третий довод заявителя признается обоснованным.
Учитывая изложенное, Заказчик признается нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно п. 5 ч. 11 ст. 82.1 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок в электронной форме подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме.
На заседании комиссии Заказчик пояснил, а также указал об этом в своих возражения, что на участие в запросе котировок подано две заявки которые признаны соответствующими. При этом участники под номером 2 указал показатель Рн без изменений, со словами не более 8, но не был отклонен.
В Инструкции по заполнению заявки четко указано, что то участник закупки указывает конкретные (точные) параметры без слов: "не менее", "не более".
Таким образом котировочная комиссия нарушила п. 5 ч. 11 ст. 82.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сахалин Восток Сервис" (ИНН 6501290848) на положения закупочной документации, утвержденной государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" (ИНН 6501068674) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0361200001221000057) - частично обоснованной.
2. Признать заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать котировочную комиссию - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" нарушившей положения п. 5 ч. 11 6 ст. 82.1 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" обязательное для исполнения предписание об аннулировании закупки.
5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2, 3 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя Комиссии М.В. Силичев
Заместитель председателя Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии: А.А. Капчикаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 июля 2021 г. N 065/06/106-435/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2021