Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:
- в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по РСО-Алания" (далее - ФГБУ "Управление "Севосетинмелиоводхоз", Заказчик) и ООО "Джули", надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Джули" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Северная Осетия-Алания (ФГБУ "Управление "Севосетинмелиоводхоз") (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310100005821000009 на реконструкцию Цалыкского магистрального канала и водозаборного сооружения, Правобережный район, Республика Северная Осетия-Алания. 1 (первый) этап (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
1 июля 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Джули" на действия ФГБУ "Управление "Севосетинмелиоводхоз" при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что документация по проведению Конкурса не соответствует требованиям законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
В жалобе Заявитель указал:
1) в соответствии с документацией Заказчиком установлено, что к оценке по Показателю N1 принимаются следующие виды контрактов (договоров): "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)". При оценке учитываются исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по которому является объектом закупки. К виду объекта капитального строительства относятся: контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Таким образом, Заказчиком будут оцениваться контракты объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Однако, данные виды контрактов не относятся к объекту закупки, так как объект закупки является линейным объектом.
По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования пункта 27.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила) и часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе;
2) Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок: "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
При оценке учитываются исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по которому является объектом закупки.
К виду объекта капитального строительства относятся: контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При оценке предложений учитывается опыт участника закупки по исполненным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Требование Заказчика о предоставлении контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и/или Законом о закупках, по мнению Заявителя является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса. Заявитель указывает, что указанные действия заказчика нарушают требования статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3, пункта 27 Правил.
В объяснении по существу жалобы ФГБУ "Управление "Севосетинмелиоводхоз" указало, что считает жалобу необоснованной, поскольку в реестре контрактов имеется информации о штрафах, пенях, неустойках, с помощью которой заказчик смог бы проверить опыт выполненных работ на наличие нарушения сроков, качества и иных условий договора/контракта по вине участника.
Потенциальный участник закупки, не имея опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема по предмету закупки, не сможет надлежащим образом исполнить государственный контракт для своевременного и качественного выполнения работ по реконструкции Цалыкского магистрального канала и водозаборного сооружения, Правобережный район, Республика Северная Осетия-Алания.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 09 июня 2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) ФГБУ "Управление "Севосетинмелиоводхоз" были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме форме N0310100005821000009 на реконструкцию Цалыкского магистрального канала и водозаборного сооружения, Правобережный район, Республика Северная Осетия-Алания. 1 (первый) этап (далее - Извещение о проведении Конкурса) и Документация для проведения указанного Конкурса (далее - Конкурсная документация).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть такой показатель как опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В пункте 27 (2) Правил предусмотрено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно подпункту "а" пункта 27(3) Правил, для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько видов контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия.
Согласно пункту 2 Приложения N1 к Информационной карте Конкурсной документации, критериями оценки заявок на участие в Конкурсе установлены:
- цена контракта (значимость критерия 60%);
- квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия 40%).
В пункте 4 Приложения N1 к Информационной карте Конкурсной документации указано, что для оценки заявок по критерию "квалификация участников открытого конкурса в электронной форме_" будет использоваться показатель "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
При этом, при оценке учитываются исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по которому является объектом закупки. К виду объекта капитального строительства относятся: контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Однако, согласно Проектной документации на реконструкцию Цалыкского магистрального канала и водозаборного сооружения, Правобережный район, Республика Северная Осетия-Алания, разработанной ООО "МосПроектСтройТранс", приложенной к Конкурсной документации, указанный объект закупки является линейным объектом.
То есть, установив требование о том, что при оценке общей стоимости исполненных контрактов (договоров) будут учитываться исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по которому является объектом закупки, а именно контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), в то время, как объект закупки в рассматриваемом случае является линейным объектом, ФГБУ "Управление "Севосетинмелиоводхоз" нарушило требования части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и подпункта "а" пункта 27(3) Правил.
Действия должного лица ФГБУ "Управление "Севосетинмелиоводхоз", установившего порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, не предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В пункте 4 Приложения N1 к Информационной карте Конкурсной документации указано, что для оценки заявок по критерию "квалификация участников открытого конкурса в электронной форме_" будет использоваться показатель "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
При этом, при оценке предложений учитывается опыт участника закупки по исполненным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Вместе с тем, согласно подпункту "б" пункта 27 Правил, показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимых характера и объема.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, в составе обращения не представил доказательств, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что действия заказчика в рассматриваемой части противоречат положения Закона о контрактной системе, а также могут привести к ограничению круга участников открытого конкурса.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Джули" на действия государственного заказчика - ФГБУ "Управление "Севосетинмелиоводхоз" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310100005821000009 на реконструкцию Цалыкского магистрального канала и водозаборного сооружения, Правобережный район, Республика Северная Осетия-Алания (1 (первый) этап).
2. Признать государственного заказчика - ФГБУ "Управление "Севосетинмелиоводхоз" нарушившим требования части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и подпункта "а" пункта 27(3) Правил при проведении Конкурса.
3. Выдать государственному заказчику - ФГБУ "Управление "Севосетинмелиоводхоз" предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела N401-07/21 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц ФГБУ "Управление "Севосетинмелиоводхоз" к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 8 июля 2021 г. N 401-07/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2021