Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей Владикавказского муниципального казенного учреждения "Дорожный фонд" (далее - ВМКУ "Дорожный фонд", Заказчик) и ООО "Контракт" надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Контракт" далее- Заявитель) на действия ВМКУ "Дорожный фонд" при проведении электронного аукциона N0310200000321001692 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Зеленая (от ул.Левченко до пр.Доватора) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
05.07.2021 в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия ВМКУ "Дорожный фонд", при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя:
1. Заказчиком в извещении указал неверный срок представления им разъяснений участникам закупки;
2. Заказчиком не установлено конкретное требование согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3. В Техническом задании Аукционной документации (далее - ТЗ) по ряду товаров Заказчиком установлены характеристики, которые включают в себя химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что по мнению Заявителя обязывает потенциальных участников закупки иметь в наличии на момент подачи заявки на участие в Аукционе предлагаемые им в ходе выполнения работ товары;
4. Заказчиком в документации указан идентификационный код закупки, не соответствующий коду, содержащемуся в извещении.
В объяснении по существу жалобы ВМКУ "Дорожный фонд" указало, что считает жалобу необоснованной, поскольку Заказчик документация соответствует требованиям статьи 64 и 65 Закона о контрактной системе.
При подаче заявки на участие в Аукционе участникам закупки не нужно включать в состав второй части такой заявки документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона требованиям, установленным в подпункте 1 пункта 5.1 части 5 Аукционной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Также документация содержит инструкцию по подготовке заявок. Инструкция содержит четкие требования к терминам, знакам пунктуации, словам и другим обозначениям, подлежащим конкретизации, на основании которой участник должен подготовить и подать первую часть заявки, также в инструкции указано, что товары и материалы, предлагаемые к использованию при выполнении работ должны соответствовать требованиям ГОСТ, при этом характеристики товаров могут быть в рамках (диапазонов или конкретных показателей), указанных стандартов и не требуются показатели, которые нужно проводить по результатам испытаний товаров и требуют наличие товара у участника.
Кроме того, Заказчик пояснил, что идентификационный код закупки, указанный в извещении, формируется автоматически при публикации в ЕИС извещения о проведении закупки, являющегося неотъемлемой частью документации о закупке.
На основании вышеизложенного Заказчик считает, что при проведении Аукциона нормы Закона о контрактной системе не нарушены.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 28 июня 2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000321001692 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Зеленая (от ул.Левченко до пр.Доватора) (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, с приложенным к ней проектом контракта утвержденная 28.06.2021 ВМКУ "Дорожный фонд" (далее - Аукционная документация, Проект контракта).
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 9 Аукционной документации установлен порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Кроме того, в пункте 13 информационной карты Аукционной документации Заказчиком установлено, что дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений "2" июля 2021 года.
Таким образом Аукционная соответствует требованиям статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, помимо прочего документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В подпункте 2 пункта 6.2 Аукционной документации Заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона требованиям, установленным в подпункте 1 пункта 5.1 части 5 Аукционной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
При этом, в подпункте 1 пункта 5.1 части 5 Аукционной документации Заказчиком установлено единое требование к участникам рассматриваемой закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Вместе с тем, Аукционная документация не содержит указания на документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона требованиям, установленным в подпункте 1 пункта 5.1 части 5 Аукционной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, для выполнения работ, являющихся предметом рассматриваемого Аукциона, специального разрешения (лицензии), либо членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ, не требуется.
Таким образом, при подаче заявки на участие в Аукционе участникам рассматриваемой закупки не нужно включать в состав второй части такой заявки документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона требованиям, установленным в подпункте 1 пункта 5.1 части 5 Аукционной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку ни Аукционной документацией, ни законодательством Российской Федерации, такие документы для выполнения работ, являющихся предметом рассматриваемого Аукциона, не требуются.
3. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика.
Техническим заданием Аукционной документации (далее - ТЗ) установлено, что при выполнении работ, являющихся предметом Аукциона, помимо прочего необходимо использовать в том числе - люки тяжелые в описании характеристик которых указано: твердость эластичной прокладки не ниже 40 ед. по Шору*, номинальная нагрузка 250 кН, масса общая (справочная) 55\105 кг. Полное открытие люка тяжелого чугунного не менее 600*;
- кирпич керамический в описании характеристик которых указано: Допускаются вспучивающиеся включения общей площадью не более 1,0%* площади вертикальных граней изделия. Отбитости углов глубиной, отбитости ребер и граней длиной >15 мм не должно превышать 4 шт*. Количество трещин не должно превышать 4 шт*.
Аналогичные требования установлены Заказчиком к множеству товаров, описанных в ТЗ.
При этом, согласно абзацу "б" подпункта 2 пункта 6.1 аукционной документации, первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе.
Вместе с тем Инструкцией установлено, что:
- товары и материалы, предлагаемые к использованию при выполнении работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов (ГОСТов,) при этом характеристики должны быть в рамках (диапазонов или конкретных показателей), указанных стандартов, и не требуются показатели, которые нужно проводить по результатам испытаний товаров и требуют наличие товара у участника.
- случай, когда значение показателя сопровождается символом "*" или фразой "допускается указание диапазонного значения показателя" - допускается указание диапазонного значения показателя, вне зависимости от слов и символов, сопровождающих значение показателя.
То есть, Инструкция содержит прямое указание на возможность указания в составе первой части заявки на участие в Аукционе диапазонных значений показателей в случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара.
Следовательно, участнику закупки не требуется конкретизировать показатели, в случае если у него отсутствует информация об их значении, либо проводить испытания для определения их значений, а в случаях, прямо не описанных в Инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке на участие в Аукционе.
Таким образом Аукционная документация соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении аукциона.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Частью 2 статьи 23 Закона о контрактной системе, установлено что, ИКЗ обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования ИКЗ, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, а именно Приказом Минфина России от 10.04.2019 N55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки" (далее - Порядок)
Изложенный в извещении о проведении электронного аукциона ИКЗ не соответствует ИКЗ, указанному в аукционной документации и проекта контракта.
Так, ИКЗ, указанный в извещении: 213151304536915130100100310014211244; а ИКЗ, указанный в Аукционной документации: 213151304536915130100100310004211244.
В соответствии с частью 5 Порядка структура и состав ИКЗ представляют собой 36-значный цифровой код, в котором: 27-29 разряды - порядковый номер закупки, сформированный в пределах номера, указанного в 23-26 разрядах идентификационного кода закупки (уникальные значения от 001 до 999 присваиваются в пределах порядкового номера закупки в плане-графике).
ИКЗ формируется с помощью функционала ЕИС и заказчик, также, как и уполномоченный орган никак не влияют на формирование именно ИКЗ, а лишь указывают сформированный площадкой код в извещении и в Аукционной документации.
Таким образом, действия Заказчика при формировании Извещения не противоречат требованиям статьи 23 Закона о контрактной системе, поскольку формирование ИКЗ производится автоматически и переносится в извещение без непосредственного участия Заказчика и уполномоченного органа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
признать необоснованной жалобу ООО "Контракт" на действия муниципального заказчика - ВМКУ "Дорожный фонд" при проведении электронного аукциона N0310200000321001692 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Зеленая (от ул.Левченко до пр.Доватора).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 12 июля 2021 г. N А403-07/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2021