Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок,
Членов Комиссии:
Остапенко О.О. - начальника отдела контроля органов власти;
Тетериной О.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от Заказчика - ОМВД России по Локтевскому району, Статырского Игоря Сергеевича, путем видеоконференции;
от ООО "Алтайхимзащита" Мельситова Александра Валерьевича,
рассмотрев заявление Заказчика - ОМВД России по Локтевскому району Алтайского края, о включении сведений об ООО "Алтайхимзащита", его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам электронного аукциона N 0117100019721000001 "Выполнение работ по капитальному ремонту помещения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Локтевскому району, расположенного по адресу: Локтевский район, г. Горняк, ул. Ленина, 25" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - ОМВД России по Локтевскому району Алтайского края, о включении сведений об ООО "Алтайхимзащита", его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам электронного аукциона N 0117100019721000001 "Выполнение работ по капитальному ремонту помещения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Локтевскому району, расположенного по адресу: Локтевский район, г. Горняк, ул. Ленина, 25".
Представитель Заказчика пояснил, что закупка проводилась у субъектов малого предпринимательства. Участник закупки не подписал проект контракта , не предоставил обеспечение исполнения контракта в установленный срок, в связи с чем был признан уклонившимся от заключения контракта.
Представитель Общества пояснил, что намерений уклоняться от подписания контракта Общество не имело, планировало предоставить обеспечение исполнения контракта в виде сведений об исполненных контрактах , однако, при подписании контракта на электронной площадке в личном кабинете участника закупки отсутствовала техническая возможность предоставить сведения об исполненных контрактах. В ходе переговоров с электронной площадкой и Заказчиком было установлено, что отсутствие такой возможности связано с ошибкой Заказчика, допущенной при размещении извещения.
Заслушав пояснения сторон, изучив документы, в ходе внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
17.05.2021 г. заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0117100019721000001 "Выполнение работ по капитальному ремонту помещения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Локтевскому району, расположенного по адресу: Локтевский район, г. Горняк, ул. Ленина, 25", а также аукционная документация, проект контракта и пр.
В соответствии с п. 1.7 информационной карты аукционной документации закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 10.6 проекта контракта предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 28.05.2021 г. заявка ООО "Алтайхимзащита" была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Согласно сведениям, полученным из ЕИС, проект контракта был направлен участнику закупки на подпись 02.06.2021 г.
07.06.2021 г. участник закупки направил протокол разногласий.
10.06.2021 г. Заказчиком размещен доработанных проект контракта.
17.06.2021 г. (01:05 МСК+1) от электронной площадки было получено уведомление об уклонении победителя от заключения контракта.
17.06.2020 г. Заказчик подписал и разместил в ЕИС ( 18.06.2021 г.) протокол о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта, в связи с не предоставлением обеспечения исполнения контракта согласно ч. 1 и 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ.
В материалах дела имеются следующие сведения и документы:
- сведения об исполненных ООО "Алтайхимзащита" контрактах (реестровые NN 2226400089620000003, 2226800098520000003, 3220300460719000042);
- скриншот страницы из личного кабинета Участника закупки на электронной площадке, подтверждающего отсутствие в разделе "Документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта, и иные документы" технической возможности прикрепить сведения об исполненных контрактах.
- письмо ООО "Алтайхимзащита" в адрес Заказчика от 17.06.2021 г. об отсутствии на электронной площадке технической возможности прикрепить сведения об исполненных контрактах и устранении Заказчиком данного препятствия, намерении Общества заключить контракт.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В силу ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно частям 2 и 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с. ч. 4, 5, 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).
Поскольку Общество не направило Заказчику подписанный проект контракта в установленный срок, Общество считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссией было установлено, что при размещении извещения о проведении закупки в ЕИС заказчиком не было установлено ограничение согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, что могло повлиять на отображение в личном кабинете Участника закупки опции по предоставлению сведений об исполненных контрактах в качестве обеспечения исполнения контракта, сделало невозможным для Участника закупки предоставить данный способ обеспечения исполнения контракта.
Принимая во внимание объяснения и документы, представленные в материалах дела, Комиссия не находит доказательств уклонения Участника закупки от заключения контракта, в связи с чем сведения об ООО "Алтайхимзащита" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать сведения об ООО "Алтайхимзащита" в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.О. Остапенко |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 9 июля 2021 г. N РНП-22-112/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2021