Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- врио руководителя управления, председателя Комиссии;
<_>. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_>. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственность "Стройсервис" (далее также ООО "Стройсервис", Общество, заявитель) на действия заказчика - бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" при осуществлении уполномоченным органом - Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по комплексному благоустройству парка культуры и отдыха "Зеленый остров" в Советском административном округе города Омска (Реестровый номер 13.0614.21)" (извещение N 0152300011921000604) (далее - открытый конкурс в электронной форме),
в отсутствие представителя заказчика, извещенного надлежащим образом,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
Общества - <_> (доверенность от 30.06.2021), <_> (доверенность от 30.06.2021),
уполномоченного органа - <_> (доверенность N 3 от 03.08.2020)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6453э от 30.06.2021) жалоба заявителя на неправомерные, по мнению заявителя, действия заказчика, признавшего Общество уклонившимся от заключения контракта.
2. Из материалов открытого конкурса в электронной форме следует, что 29.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение N 0152300011921000604 о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 12707005,20 руб.
В протоколе рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 03.06.2021 указано, что на участие в открытом конкурсе в электронной форме подано шесть заявок, все участники допущены и признаны участниками указанного открытого конкурса.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 10.06.2021 указано, что две заявки участников не соответствуют требованиям извещения об открытом конкурсе в электронной форме и конкурсной документации.
Протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 11.06.2021 свидетельствует о том, что по результатам проведения оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме победителем признан участник с идентификационным номером заявки 109938843 - ООО "Стройсервис" с ценой контракта 11372769 руб.
Информация о процедуре заключения контракта, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Процедура заключения контракта N 01523000119210006040001", свидетельствует о следующем:
Дата и время события |
Событие |
29.06.2021 22:08 (МСК+7) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 29.06.2021 |
29.06.2021 22:08 (МСК+7) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 29.06.2021 |
29.06.2021 22:08 (МСК+7) |
Процедура заключения контракта N 01523000119200021400001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
24.06.2021 19:35 (МСК+7) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 24.06.2021 |
21.06.2021 19:15 (МСК+7) |
Размещен документ "Доработанный проект контракта" от 21.06.2021 |
21.06.2021 19:15 (МСК+7) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Доработанный проект контракта" от 21.06.2021 |
21.06.2021 18:59 (МСК+7) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Протокол разногласий" от 21.06.2021 |
16.06.2021 15:09 (МСК+7) |
Размещен документ "Проект контракта" от 16.06.2021 |
16.06.2021 15:09 (МСК+7) |
Процедура заключения контракта N 01523000119210006040001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
16.06.2021 15:09 (МСК+7) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" от 16.06.2021 |
29.06.2021 победитель признан уклонившимся от заключения контракта, в тот же день заказчиком составлен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта и размещен на официальном сайте ЕИС и на электронной площадке с использованием единой информационной системы.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителем, в частности указано: "Из совокупности положений части 7.1 статьи 94, части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе следует вывод о том, что представление обеспечения исполнения контракта (обязательств по выполнению работ по контракту) является обязательным на стадии подписания контракта, а предоставление обеспечения гарантийных обязательств возможно до подписания акта о приемке.
Так, согласно пп. 4.1.1. проекта контракта обеспечение исполнения Контракта установлено в размере 3 812 101,56 рублей, согласно п. 1.3. проекта контракта срок (период) выполнения работ начало срока выполнения работ - 01.07.2021 года, окончание срока выполнения работ - 31.08.2021 года.
Соответственно, в силу положений ч.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, срок действия банковской гарантии, представленной в целях обеспечения исполнения контракта, должен быть не менее чем по 01.10.2021 года.
Указанным требованиям представленная банковская гарантия соответствует: срок действия до 15.11.2021, сумма обеспечения 3 812 101,56 рублей.
Кроме того, учитывая что условиями контракта установлены требования к гарантийным обязательствам, то при подписании контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) представляет обеспечение исполнения контракта, исполняет требования, предусмотренные контрактом и положениями Закона N 44-ФЗ, в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств до оформления документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги.
Указанное условие закреплено и в п. 6.4 проекта контракта "6.4. Заказчик в срок не более 10 дней с момента получения от Подрядчика документов, подтверждающих выполнение работ в соответствии с настоящим контрактом, а также документов, подтверждающих обеспечение исполнения гарантийных обязательств Подрядчиком (за исключением случая, если Подрядчик освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств), осуществляет их приемку по объему и качеству, либо в этот же срок направляет Подрядчику мотивированный отказ от приемки работ".
Указанное условие дает Заказчику право отказать в приемке выполненных работ при отсутствии обеспечения гарантийных обязательств, предоставленного на соответствующую сумму и срок.
Таким образом вопреки доводам протокола от 29.06.2021 на стадии заключения контракта оценке на предмет соответствия условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, и требованиям, содержащимся в документации о закупке, подлежит обеспечение исполнения контракта (обязательств по выполнению работ по контракту).
Таким образом, представленная ООО "Стройсервис" на стадии заключения контракта банковская гарантия N 29362-21-10 содержала указание на то, что ею обеспечиваются все обязательства Принципала перед Бенефициаром по контракту, срок исполнения которых наступает в период действия Гарантии, обязательства по уплате штрафов, пеней, неустоек, убытков, что соответствует положениям пп. 4.1.1. проекта контракта.
Сумма банковской гарантии N 29362-21-10, подлежащая уплате Гарантом Бенефициару - 3 812 101,56 рублей, срок действия банковской гарантии - "с даты выдачи Гарантии и действует по 15.11.2021 включительно", что также соответствует положениям пп. 4.1.1. проекта контракта".
Не соглашаясь с доводами жалобы заявителя заказчиком в письменных возражениях на жалобу заявителя, в частности указано: "Предоставленная ООО "Стройсервис" банковская гарантия обеспечивает исполнение контракта в размере 3812101,56 рублей, на что указывает срок ее действия.
Однако, фраза "Гарант настоящим гарантирует надлежащее исполнение Принципалом Основного обязательства", под которым подразумеваются все обязательства Принципала перед Бенефициаром по Контракту, позволяет сделать вывод о том, что данная банковская гарантия обеспечивает исполнение гарантийных обязательств в том числе, что не соответствует требованиям конкурсной документации.
На основании части 5 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник признается уклонившимся от заключения контракта в связи с непредоставлением обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта.
Исходя из изложенного, заказчиком было принято решение о признании ООО "Стройсервис" уклонившимся от заключения указанных контрактов".
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 14 статьи 54.7 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.
Согласно части 11 статьи 54.7 Федерального закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии.
Требования к содержанию протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме установлены частью 12 статьи 54.7 Федерального закона о контрактной системе.
В силу части 13 статьи 54.7 Федерального закона о контрактной системе протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, указанный в части 12 настоящей статьи, в день его подписания размещается в единой информационной системе и направляется оператору электронной площадки.
Комиссией установлено, что протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме был подписан и размещен в единой информационной системе, направлен оператору электронной площадки 15.06.2021.
Согласно части 1 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Частью 2 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Во исполнение части 2 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе заказчиком 16.06.2021 был размещен проект контракта в ЕИС и на электронной площадке ООО "РТС-Тендер".
В силу части 3 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Согласно части 4 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
В соответствии с данной нормой 21.06.2021 победителем был направлен заказчику протокол разногласий.
Согласно части 5 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
21.06.2021 заказчиком размещен доработанный проект контракта.
В силу части 6 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Победитель электронной процедуры должен был разместить на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица, в срок по 24.06.2021 включительно.
Согласно части 13 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Кроме того, частью 4 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
В силу части 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В силу пункта 9 части 1 статьи 54.3 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать информацию о размере и условиях обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона.
Разделом "Обеспечение исполнения контракта" извещения было предусмотрено следующее:
"Размер обеспечения исполнения контракта 3812101.56 Российский рубль
Порядок обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта: Согласно пункту 6.1 конкурсной документации"
Разделом "Обеспечение гарантийных обязательств" извещения установлено:
"Размер обеспечения гарантийных обязательств: |
127070.05 Российский рубль |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения гарантийных обязательств: согласно пункту 6.8.3 конкурсной документации".
В подпунктах 6.1.1-6.1.3 раздела 6 "Условия заключения и исполнения контракта" конкурсной документации было указано: "6.1.1. Размер обеспечения исполнения контракта - 30 % начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 3 812 101,56 руб.
6.1.2. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
6.1.3 Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на счет заказчика. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно".
Требования к банковской гарантии были установлены в пункте 6.1.5 указанного раздела конкурсной документации, в частности были предусмотрены условия банковской гарантии:
"Банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005)".
В соответствии с частью 7.1 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.
Пунктом 4.1.1 проекта контракта установлено: "По настоящему контракту Подрядчик обязуется: обеспечить исполнение контракта в размере 3812101,56 руб. предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на счет Заказчика, за исключением случаев, если Подрядчик является казенным учреждением".
Пунктом 4.1.2 проекта контракта установлено: "Подрядчик обязуется обеспечить исполнение гарантийных обязательств предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на счет Заказчика в размере 127 070,05 рублей, за исключением случаев, если Подрядчик является казенным учреждением.
Обеспечение исполнения гарантийных обязательств предоставляется Подрядчиком при передаче документов о приемке работ в соответствии со сроками выполнения работ, установленными в пункте 1.3 настоящего контракта.
В случае если гарантийные обязательства обеспечиваются Подрядчиком путем предоставления банковской гарантии, срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный настоящим контрактом гарантийный срок на работы не менее чем на один месяц.
В случае если гарантийные обязательства обеспечиваются Подрядчиком путем внесения денежных средств, денежные средства вносятся на период установленного настоящим контрактом гарантийного срока на выполненные работы.
Подрядчик вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить Заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств".
Комиссия отмечает, что в силу норм Федерального закона о контрактной системе сроки предоставления обеспечения исполнения контракта и обеспечения гарантийных обязательств регулируются Федеральным законом о контрактной системе различным образом.
Федеральным законом о контрактной системе, положениями конкурсной документации предусмотрена возможность предоставления обеспечения гарантийных обязательств непосредственно перед оформлением документа о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В регламентированный частью 3 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе срок (по 24.06.2021 включительно) победителем был подписан усиленной электронной подписью проект контракта и предоставлено обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии от 21.06.2021 N 29362-21-10, выданной ПАО "Промсвязьбанк" и включенной в реестр банковских гарантий, на сумму 3812101,56 руб.
На основании части 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе 29.06.2021 ООО "Стройсервис" признано уклонившимся от заключения контракта, в тот же день на официальном сайте ЕИС заказчиком был размещен протокол признания участника электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта в связи с несоответствием указанной банковской гарантии требованиям частей 2 и 3 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе и конкурсной документации.
Согласно указанному протоколу, победитель открытого конкурса в электронной форме признан уклонившимся от заключения контракта в связи со следующим:
"На основании пунктов 2 и 3 части 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ представленная в качестве обеспечения исполнения контракта банковская гарантия N 29362-21-10 (07X35504237696210137) от 21.06.2021 признана не соответствующей условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона N 44-ФЗ и требованиям, содержащимся в конкурсной документации на основании следующего:
В соответствии с условиями банковской гарантии, Гарант гарантирует надлежащее исполнение ООО "СТРОЙСЕРВИС" Основного обязательства. Кроме того, настоящее обеспечение исполнения контракта обеспечивает надлежащее исполнение ООО "СТРОЙСЕРВИС" основного обязательства по контракту, а также обязательств, возникающих вследствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) ООО "СТРОЙСЕРВИС" основного обязательства.
В данной банковской гарантии раскрывается понятие "Основное обязательство" - "все обязательства Принципала перед Бенефициаром по Контракту, срок исполнения, которых наступает в период действия Гарантии, в том числе обязательства по возврату аванса, и обязательства по выполнению требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требований к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, гарантийному обслуживанию товара, исполняемые в период действия гарантийного срока, гарантийные обязательства, возникающие в гарантийный период, обязательства по уплате штрафов, пеней, неустоек, убытков при условии, что соответствующие обязательства Принципала предусмотрены Контрактом".
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ порядок и сроки предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств должны быть установлены заказчиком в контракте.
По условиям пп. 4.1.1 проекта контракта, "Подрядчик обязуется обеспечить исполнение контракта в размере 3 812 101,56 руб. предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на счет Заказчика, за исключением случаев, если Подрядчик является казенным учреждением".
По условиям пп. 4.1.2 проекта контракта, "Подрядчик обязуется обеспечить исполнение гарантийных обязательств предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на счет Заказчика в размере 127 070,05 рублей, за исключением случаев, если Подрядчик является казенным учреждением. Обеспечение исполнения гарантийных обязательств предоставляется Подрядчиком при передаче документов о приемке работ в соответствии со сроками выполнения работ, установленными в пункте 1.3 настоящего контракта".
Таким образом, предоставленная ООО "СТРОЙСЕРВИС" банковская гарантия обеспечивает исполнение контракта в размере 3 812 101,56 рублей, на что указывает и срок ее действия.
Однако, фраза "Гарант настоящим гарантирует надлежащее исполнение Принципалом Основного обязательства", под которым подразумеваются все обязательства Принципала перед Бенефициаром по Контракту, позволяет сделать вывод о том, что данная банковская гарантия обеспечивает исполнение гарантийных обязательств в том числе, что не соответствует требованиям конкурсной документации.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Так как победитель открытого конкурса в электронной форме не представил заказчику обеспечение исполнения контракта отвечающее требованиям действующего законодательства победитель признается уклонившимся от заключения контракта".
29.06.2021 заказчиком в адрес подрядчика посредством электронной почты направлен протокол признания участника электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно подпункту 4.1.1. проекта контракта обеспечение исполнения контракта установлено в размере 3812101,56 рублей, согласно пункту 1.3. проекта контракта срок (период) выполнения работ начало срока выполнения работ - 01.07.2021 года, окончание срока выполнения работ - 31.08.2021 года.
Соответственно, в силу положений части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе, срок действия банковской гарантии, представленной в целях обеспечения исполнения контракта, должен быть не менее чем по 01.10.2021 года.
Комиссия установила, что представленная Обществом банковская гарантия соответствует вышеуказанным требованиям по сроку действия (до 15.11.2021), а также по сумме обеспечения (3812 101,56 руб.).
В представленной ООО "СтройСервис" банковской гарантии действительно содержались следующие положения: "Основное обязательство" - "все обязательства Принципала перед Бенефициаром по Контракту, срок исполнения, которых наступает в период действия Гарантии, в том числе обязательства по возврату аванса, и обязательства по выполнению требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требований к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, гарантийному обслуживанию товара, исполняемые в период действия гарантийного срока, гарантийные обязательства, возникающие в гарантийный период, обязательства по уплате штрафов, пеней, неустоек, убытков при условии, что соответствующие обязательства Принципала предусмотрены Контрактом".
Гарант настоящим гарантирует надлежащее исполнение Принципалом Основного обязательства. Кроме того, настоящее обеспечение исполнения контракта обеспечивает надлежащее исполнение Подрядчиком основного обязательства по контракту, а так же обязательств, возникающих вследствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) Подрядчиком основного обязательства. Заказчик вправе удержать обеспечения исполнения контракта в полном объеме".
При этом Комиссия отмечает, что из совокупности положений части 7.1 статьи 94, части 4 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе следует вывод о том, что предоставление обеспечения исполнения контракта (обязательств по выполнению работ по контракту) является обязательным на стадии подписания контракта, а предоставление обеспечения гарантийных обязательств возможно до подписания акта о приемке, что прямо предусмотрено конкурсной документацией.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что в случае, если условиями контракта установлены требования к гарантийным обязательствам, то при подписании контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) представляет обеспечение исполнения контракта, исполняет требования, предусмотренные контрактом и положениями Федерального закона о контрактной системе, в соответствии с частью 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств до оформления документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги.
Таким образом, в данном случае на стадии заключения контракта оценке на предмет соответствия условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе и требованиям, содержащимся в документации о закупке, подлежит исключительно обеспечение исполнения контракта (в части обязательств по выполнению работ по контракту).
По мнению Комиссии, представленная ООО "Стройсервис" на стадии заключения контракта банковская гарантия содержала указание на то, что ею обеспечиваются все обязательства Принципала перед Бенефициаром по контракту, срок исполнения которых наступает в период действия Гарантии, обязательства по уплате штрафов, пеней, неустоек, убытков, что соответствует положениям подпункта 4.1.1 проекта контракта; сумма банковской гарантии N 29362-21-10, подлежащая уплате Гарантом Бенефициару - 3812101,56 руб., срок действия банковской гарантии - "с даты выдачи Гарантии и действует по 15.11.2021 включительно", что также соответствует положениям подпункта 4.1.1 проекта контракта.
Таким образом, представленная банковская гарантия соответствовала частям 2 и 3 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что в нарушение части 13 статьи 83.2, части 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе, заказчик неправомерно признал банковскую гарантию от 21.06.2021 N 29362-21-10, выданную ПАО "Промсвязьбанк", не соответствующей требованиям частей 2 и 3 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе и конкурсной документации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Стройсервис" на действия заказчика - бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" при осуществлении уполномоченным органом - Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по комплексному благоустройству парка культуры и отдыха "Зеленый остров" в Советском административном округе города Омска (Реестровый номер 13.0614.21)" (извещение N 0152300011921000604).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" нарушение части 13 статьи 83.2, части 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства", ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
<_>
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 7 июля 2021 г. N 055/06/83.2-726/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2021