Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ФГБУ "УСЗ" при Минсельхозе России: Ю.А. Цыбулько, А.В. Демина,
в отсутствие представителей ООО "ДЛ Проджект", о времени и месте заседания Комиссии уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/39295/21 от 05.07.2021,
а также при участии третьего лица ООО "ИГИТ": А.А. Клеймовой,
рассмотрев жалобу ООО "ДЛ Проджект" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "УСЗ" при Минсельхозе России (далее - Заказчик) при проведении конкурса
с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту кабинетов в здании Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д.11/1 (Закупка N 0373400002421000006) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/39295/21 от 05.07.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В составе жалобы Заявитель указывает, что в составе конкурсной документации неправомерно отсутствует согласованная проектная документация органами охраны культуры, подтверждающая легитимность требований к текущему ремонту на объекте культурного наследия, а также ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ.
Согласно ч.4 ст.56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных ст.56.1 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 Закона о контрактной системе, указываются:
1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. При этом указанная дата не может приходиться на нерабочий день;
4) дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
5) дата подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта;
6) дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
В соответствии с ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с Закона о контрактной системе;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 Закона о контрактной системе, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Представитель Заказчика отметил, что в соответствии с Приказом Минкультуры России от 22.11.2013 N 1942 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия" согласование проектной документации оформляется письмом о согласовании проектной документации. При этом данное письмо не является частью проектной документации и не содержит сведений об объеме и содержании работ.
Комиссия Управления также отмечает, что нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность Заказчика в публикации в составе конкурсной документации согласование проектной документация органами охраны культуры, а также ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ.
Кроме того в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не опубликована проектная документация, что не позволяет принять участие в конкурсе ввиду отсутствия сведений о видах и объемах работ.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в ч. 2 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в ч. 2 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ч.2 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в документации о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на проведение ремонтных работы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия разработана проектная документация, при этом объектом настоящей закупочной процедуры является выполнение работ по текущему ремонту кабинетов в здании Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
При этом согласно п. 5.4 приказа Минкультуры России от 21.10.2015 N2625 "Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия" (далее - Порядок) в случае проведения работ, связанных с ремонтом объекта культурного наследия, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны выдача разрешения по форме (приложение N 1 к Порядку) осуществляется соответствующим Органом охраны объектов культурного наследия на основании следующих документов:
1) заявление о выдаче разрешения по рекомендуемому образцу (приложение N 5 к Порядку), подлинник, в 1 экземпляре;
2) копия договора на проведение авторского надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре);
3) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре;
4) копия договора подряда на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия со всеми изменениями и дополнениями, приложениями, существующими на момент подачи заявления, прошитая, пронумерованная, заверенная, в 1 экземпляре (при наличии);
5) проектная документация (рабочая) либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ, согласованная с заказчиком, подлинник, в 1 экземпляре.
Так в соответствии с пп.5 п.5.4 Порядка в составе конкурсной документации опубликована рабочая документация с указанием необходимых видов работ, а также их объема. Кроме того объемы работ, а также их расценка представлена в составе Приложении N6 "Проект сметы контракта", Приложении N4 "Расчет начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок на выполнение работ по текущему ремонту кабинетов в здании Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д.11/1" и сводного сметного расчета стоимости строительства, что в полной мере позволяет потенциальным участникам ознакомится с требуемыми работами и составить ценовое предложение для участия в закупочной процедуре.
При этом, представители Заказчика отметили, что у Заказчика имеется проектная документация на ремонт всего здания, однако в рамках данной закупки, осуществляется исключительно текущий ремонт части помещений, ввиду чего, Заказчиком в составе закупочной документации размещена информация относящаяся непосредственно к объекту закупки (сметы и рабочая документация на конкретные помещения, являющаяся по своей сути проектной документацией по данной закупке), которая в свою очередь позволяет полно и достоверно определить объемы подлежащих выполнению работ.
Кроме того, в Заявитель указывает, что в составе конкурсной документации не предусмотрена обязанность привлекать к работе обученный, аттестованный персонал Министерством культуры РФ, что может повлечь к повреждению объекта культурного наследия.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу п.48 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N349 "Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Постановление N349).
Ч.1 Постановления N349 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение).
В соответствии с ч.4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление деятельности по сохранению объектов, являются:
а) для выполнения работ, указанных в пунктах 1, 3 - 10 перечня, приведенного в приложении к Положению:
для юридического лица - наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ, начальник отдела), ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, прошедших аттестацию в области сохранения объектов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации, и имеющих стаж работы в области сохранения объектов, необходимый для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет;
для индивидуального предпринимателя - прохождение аттестации в области сохранения объектов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации, а также наличие стажа работы в области сохранения объектов, необходимого для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет или работников, заключивших с индивидуальным предпринимателем трудовые договоры и соответствующих лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) - индивидуальному предпринимателю;
б) для выполнения работ, указанных в пунктах 2 и 11 перечня, приведенного в приложении к настоящему Положению:
для юридического лица - наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ), ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и имеющих стаж работы в области сохранения объектов, необходимый для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет;
для индивидуального предпринимателя - наличие профессионального образования, соответствующей квалификации и стажа работы в области сохранения объектов, необходимых для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет или работников, заключивших с индивидуальным предпринимателем трудовые договоры и соответствующих лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) - индивидуальному предпринимателю;
в) проведение лицензиатом работ по сохранению объектов в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно п.3 ч.6 ст.54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с п.9.1 Информационной карты конкурсной документации установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии, разрешающей осуществлять деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", в т.ч. на выполнение ремонта и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Комиссия Управления отмечает, что в виду установления требований о наличии у участника закупки лицензии на осуществлении деятельности по сохранению объектов культурного наследия, такой участник должен соответствовать, в том числе требованиям ч.4 Положения, которые предусматривают наличие в штате и привлечение к выполнению работ ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, прошедших аттестацию в области сохранения объектов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации, и имеющих стаж работы в области сохранения объектов, необходимый для выполнения заявленных работ.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателям нестоимостного критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В соответствии с п.27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией Управления определено, что согласно конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)"
Подтверждением опыта участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера служат представленная(ые) участником конкурса в составе заявки на участие в конкурсе копия(ии) контракта(ов) и/или гражданско-правового(ых) договора(ов), на оказание услуг сопоставимого характера и объема и копии всех (при их наличии) приложений, дополнительных соглашений к контракту(ам) и/или гражданско-правовому(ым) договору(ам), а также копия(ии) акта(ов) сдачи-приемки оказанных услуг либо иного(ых) документа(ов), подтверждающая(ие) исполнение такого(их) контракта(ов) и/или гражданско-правового(ых) договора(ов), при этом в случае если контракт(ы) заключен(ы) в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) или гражданско-правовой(ые) договор(ы) заключен(ы) в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), необходимо указать реестровый номер контракта из реестра контрактов или гражданско-правового договора(ов) из реестра договоров, заключенных заказчиками в ЕИС, а в случае если гражданско-правовой(ые) договор(ы) заключен(ы) в процессе обычной хозяйственной деятельности исполнителя, необходимо предоставить копии платежных поручений с отметкой банка в целях подтверждения достоверности информации об исполнении такого(их) заключенного(ых) гражданско-правового(ых) договора(ов).
Опыт считается подтвержденным при условии предоставленных участником конкурса комплектов документов. При этом считается одним комплектом документов: копия 1 (одного) контракта и/или гражданско-правового договора с копиями (при их наличии) всех приложений, дополнительных соглашений к такому контракту и/или договору, а также копия(ии) акта(ов) сдачи-приемки оказанных услуг либо иного(ых) документа(ов), копия(ии) платежных поручений с отметкой банка (за исключением случаев заключения контракта или гражданско-правового договора в рамках Федерального закона N 44-ФЗ или Федерального закона N 223-ФЗ), подтверждающая(ие) исполнение такого контракта и/или гражданско-правового договора.
При условии отсутствия в составе комплекта документов копии контракта и/или гражданско-правового договора или приложения (при наличии), или дополнительного соглашения (при наличии) к такому контракту и/или договору или копии документа, подтверждающего исполнение исполнителем в полном объеме своих обязательств по такому контракту и/или договору, копий платежных поручений с отметкой банка (за исключением случаев заключения контракта или гражданско-правового договора в рамках Федерального закона N 44-ФЗ или Федерального закона N 223-ФЗ) такой комплект не учитывается при оценке";
"Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)"
Подтверждением опыта участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера служат представленная(ые) участником конкурса в составе заявки на участие в конкурсе копия(ии) контракта(ов) и/или гражданско-правового(ых) договора(ов), на оказание услуг сопоставимого характера и объема и копии всех (при их наличии) приложений, дополнительных соглашений к контракту(ам) и/или гражданско-правовому(ым) договору(ам), а также копия(ии) акта(ов) сдачи-приемки оказанных услуг либо иного(ых) документа(ов), подтверждающая(ие) исполнение такого(их) контракта(ов) и/или гражданско-правового(ых) договора(ов), при этом в случае если контракт(ы) заключен(ы) в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) или гражданско-правовой(ые) договор(ы) заключен(ы) в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), необходимо указать реестровый номер контракта из реестра контрактов или гражданско-правового договора(ов) из реестра договоров, заключенных заказчиками в ЕИС, а в случае если гражданско-правовой(ые) договор(ы) заключен(ы) в процессе обычной хозяйственной деятельности исполнителя, необходимо предоставить копии платежных поручений с отметкой банка в целях подтверждения достоверности информации об исполнении такого(их) заключенного(ых) гражданско-правового(ых) договора(ов).
Опыт считается подтвержденным при условии предоставленных участником конкурса комплектов документов. При этом считается одним комплектом документов: копия 1 (одного) контракта и/или гражданско-правового договора с копиями (при их наличии) всех приложений, дополнительных соглашений к такому контракту и/или договору, а также копия(ии) акта(ов) сдачи-приемки оказанных услуг либо иного(ых) документа(ов), копия(ии) платежных поручений с отметкой банка (за исключением случаев заключения контракта или гражданско-правового договора в рамках Федерального закона N 44-ФЗ или Федерального закона N 223-ФЗ), подтверждающая(ие) исполнение такого контракта и/или гражданско-правового договора.
При условии отсутствия в составе комплекта документов копии контракта и/или гражданско-правового договора или приложения (при наличии), или дополнительного соглашения (при наличии) к такому контракту и/или договору или копии документа, подтверждающего исполнение исполнителем в полном объеме своих обязательств по такому контракту и/или договору, копий платежных поручений с отметкой банка (за исключением случаев заключения контракта или гражданско-правового договора в рамках Федерального закона N 44-ФЗ или Федерального закона N 223-ФЗ) такой комплект не учитывается при оценке";
"Общее количество исполненных контрактов (договоров)"
Подтверждением опыта участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера служат представленная(ые) участником конкурса в составе заявки на участие в конкурсе копия(ии) контракта(ов) и/или гражданско-правового(ых) договора(ов), на оказание услуг сопоставимого характера и объема и копии всех (при их наличии) приложений, дополнительных соглашений к контракту(ам) и/или гражданско-правовому(ым) договору(ам), а также копия(ии) акта(ов) сдачи-приемки оказанных услуг либо иного(ых) документа(ов), подтверждающая(ие) исполнение такого(их) контракта(ов) и/или гражданско-правового(ых) договора(ов), при этом в случае если контракт(ы) заключен(ы) в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) или гражданско-правовой(ые) договор(ы) заключен(ы) в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), необходимо указать реестровый номер контракта из реестра контрактов или гражданско-правового договора(ов) из реестра договоров, заключенных заказчиками в ЕИС, а в случае если гражданско-правовой(ые) договор(ы) заключен(ы) в процессе обычной хозяйственной деятельности исполнителя, необходимо предоставить копии платежных поручений с отметкой банка в целях подтверждения достоверности информации об исполнении такого(их) заключенного(ых) гражданско-правового(ых) договора(ов).
Опыт считается подтвержденным при условии предоставленных участником конкурса комплектов документов. При этом считается одним комплектом документов: копия 1 (одного) контракта и/или гражданско-правового договора с копиями (при их наличии) всех приложений, дополнительных соглашений к такому контракту и/или договору, а также копия(ии) акта(ов) сдачи-приемки оказанных услуг либо иного(ых) документа(ов), копия(ии) платежных поручений с отметкой банка (за исключением случаев заключения контракта или гражданско-правового договора в рамках Федерального закона N 44-ФЗ или Федерального закона N 223-ФЗ), подтверждающая(ие) исполнение такого контракта и/или гражданско-правового договора.
При условии отсутствия в составе комплекта документов копии контракта и/или гражданско-правового договора или приложения (при наличии), или дополнительного соглашения (при наличии) к такому контракту и/или договору или копии документа, подтверждающего исполнение исполнителем в полном объеме своих обязательств по такому контракту и/или договору, копий платежных поручений с отметкой банка (за исключением случаев заключения контракта или гражданско-правового договора в рамках Федерального закона N 44-ФЗ или Федерального закона N 223-ФЗ) такой комплект не учитывается при оценке".
В составе жалобы Заявитель указывает, что требование о представлении платежных поручений с отметкой банка является неправомерным и не позволяет конкурсной комиссии Заказчика выявить лучшее предложение среди участников закупочной процедуры.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что данные требования установлены с целью проверки достоверности представляемой информации об исполнении таких гражданско-правовых договоров и относятся исключительно к договорам, заключенным участником закупки в процессе обычной хозяйственной деятельности. Данное требование установлено в виду того, что сведения о договорах, заключенных участником закупки в процессе обычной хозяйственной деятельности, в отличии от контрактов (договоров), заключенных в рамках Закона о контрактной системе или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не содержатся в общедоступных реестрах, ввиду чего, у Заказчика отсутствует возможность проверки самого факта заключения и исполнения таких договоров.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
На основании вышеизложенного, поскольку Заказчик наделен правом самостоятельного описания порядка оценки с целью выявления лучших условий исполнения контракта, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим нормы действующего законодательства.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при формировании конкурсной документации, а также о невозможности выявления лучшего предложения среди участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
Вместе с тем, в ходе заседания комиссии Управления установлено, что согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 07.07.2021 NПРОI1 на участие в конкурсе подано 2 заявки, что также свидетельствует о возможности определения объекта закупки и его объемов и об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ДЛ Проджект" на действия ФГБУ "УСЗ" при Минсельхозе России необоснованной.
2. Снять ограничения на осуществление закупки, наложенные письмом Московского УФАС России NЕИ/39295/21 от 05.07.2021.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены комиссии Н.А. Узкий
А.А. Кутейников
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 июля 2021 г. N 077/06/106-11585/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2021