Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии - |
_., руководителя управления; |
Членов комиссии: |
_., начальника отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий; _., главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии представителей сторон:
Уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - Госкомзакуп РХ, уполномоченный орган):
- _ Владимировича, на основании доверенности от 11.01.2021 N 1;
Государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской" (далее - Заказчик, ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я. Ремишевской"):
- _, на основании доверенности N б/н от 24.12.2019 г.,
ООО "ИНОВАНТА":
- _, на основании доверенности N УФАС-01 от 18.09.2020 г.,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "ИННОВАНТА" на действия государственных заказчиков (по списку) при проведении электронного аукциона на поставку специализированного продукта питания (витаминно-минеральный комплекс), Лот N 101 на 2 полугодие 2021 года (закупка N 0380200000121003336) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Хакасское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при проведении Аукциона.
В жалобе Заявитель указывает, что в описании объекта закупки аукционной документации Заказчиком установлены ограничения по упаковке объекта закупки, вес которой должен составлять 100 г и 10 г. Соответствующее обоснование примененных ограничений в документации отсутствует.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы, представитель ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я. Ремишевской" не согласился с доводами жалобы ООО "ИННОВАНТА", представив в материалы дела пояснения и запрашиваемые документы. Просил признать жалобу необоснованной.
От государственных заказчиков (по списку) в материалы дела представлены запрашиваемые документы.
Представитель уполномоченного органа поддержал доводы Заказчика, также предварительно представив в материалы дела пояснения и запрашиваемые документы. Просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 29.06.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 611 252,74 рублей;
3) источник финансирования - финансирование и оплата по Контракту за счет средств, полученных из территориального фонда обязательного медицинского страхования, Республиканского бюджета РХ;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) документация об аукционе ЭА/21-003335 от 29 июня 2021 г. утверждена начальником отдела совместных закупок ГБУЗ РХ "РКБ имени Ремишевской" _ (в соответствии с п.2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия);
6) дата и время начала подачи заявок 29.06.2021 10:47;
7) дата и время окончания подачи заявок 07.07.2021 08:00;
8) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 08.07.2021;
9) дата и время проведения аукциона 09.07.2021;
10) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, все участники допущены к участию в аукционе;
11) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона, наименьшее предложение поступило о участника с идентификационным номером заявки 110152884 - 958 694,87 руб. (снижение - 40,5%);
12) на момент рассмотрения жалобы итоговый протокол в ЕИС не размещен.
Частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Согласно пункта 2.1.4.15 Положения о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 N 630, Госкомзакуп Хакасии в сфере определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков осуществляет полномочия по организации проведения совместных конкурсов и аукционов на основании соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона.
Во исполнение вышеприведенных норм права, между Государственным комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия ("Организатор совместных закупок") и 13 государственными заказчиками - Государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Республики Хакасия (в том числе ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я. Ремишевской", которое является "Координатором") заключено Соглашение о проведении совместного аукциона на поставку специализированного продукта питания (витаминно-минеральный комплекс), Лот N 101 на 2 полугодие 2021 года.
При принятии решения Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании объекта закупки доложен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из вышеуказанных норм Закона о контрактной системе следует, что Заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТов и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации.
Кроме того, как указано в пункте 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что "координатором закупки" - ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я. Ремишевской" на основании потребностей Заказчиков (13 Государственных бюджетных учреждений здравоохранения Республики Хакасия) сформировано единое Техническое задание, изложенное в части 7 "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе в соответствии с потребностями каждого из Заказчиков, что не является нарушением требований Закона о контрактной системе.
Формирование объекта закупки осуществлено в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, на основании Приказа Минздрава России от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания" и не противоречит ГОСТ Р 57106-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия".
Заказчиком в Техническом задании по позициям 1 и 2 установлено значение характеристики "Упаковка" 100 и 10 грамм (соответственно).
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) пациент имеет право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.
Согласно части 1 статьи 39 Закона об основах охраны здоровья граждан лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи.
Нормы лечебного питания закреплены в приказе Минздрава России от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (далее - Приказ Минздрава России N 330), и приказе Минздрава России от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания" (далее - Приказ Минздрава России N 395).
Согласно вышеуказанных приказов в рацион диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в составе диет лечебного питания вводятся в зависимости от вида диеты, применяемой в медицинском учреждении, различное количество витаминно-минерального комплекса.
Кроме того, Приложением Б (обязательное) "Рекомендации по использованию и способу приготовления ВМК" ГОСТа Р 57106-2016 установлено, что ВМК вводится как составная часть рецептуры на стадии приготовления блюда за 3 - 5 минут до готовности: для первых или вторых блюд (супы, каши, картофельное пюре и т.п.) из расчета на порцию 1 г ВМК для взрослых и 0,6 г ВМК для детей или 1,0 г ВМК для взрослых и 0,6 г ВМК для детей на порцию третьих блюд (200 г киселей, компотов).
Таким образом, деятельность Заказчиков по выбору вариантов диет, предусмотренных Приказом Минздрава России N 395н, организация лечебного питания в соответствии с "Инструкцией по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях", предусмотренной Приказом Минздрава России N 330, а также выбор оптимального количества ВМК для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в составе диет лечебного питания, содержащегося в упаковке конкретного объема, является исключительно прерогативой Заказчика, с учетом специфики его медицинской деятельности при осуществлении лечебного процесса учреждениями здравоохранения Республики Хакасия.
На заседании Комиссии антимонопольного органа представитель Заказчика кроме того пояснил, что при формировании аукционной документации Заказчик исходил из объема фасовки с учетом положений Методических рекомендаций о применении ВМК, согласно которым открытую упаковку хранить запрещается.
Доказательств того, что указание на определенный объем упаковки (фасовки) привело к ограничению количества участников, к невозможности формирования заявки, соответствующей потребности заказчиков, Заявителем не представлено.
Представителем Заявителя на рассмотрении указано в том числе, что ООО "Иннованта" готово предложить к поставке специализированный пищевой продукт производителя ООО "Шелдонфарма" "Нутримикстура".
Однако, в ходе рассмотрения жалобы было установлено, что согласно единого реестра свидетельств о государственной регистрации ВМК "Нутримикстура" аннулирован, и, следовательно, не может быть предложен к поставке.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Заказчиками в рамках рассмотрения жалобы представлены коммерческие предложения, в которых указаны несколько производителей товара, соответствующего описанию объекта закупки, в том числе: ВМК Премикс 123-19, ВМК ЭнзоВит плюс.
Комиссией было установлено, что на участие в аукционе было подано две заявки. Участниками были предложены к поставке ВМК Премикс 123-19, ВМК ЭнзоВит плюс. Также установлено, что у Заказчика потребность в товаре составляет 100 и 10 грамм (соответственно). Обоснование такой необходимости установлено в техническом задании: "Ввиду того, что технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, документация содержит иные показатели, требования, условные обозначения и терминологию".
Законом о контрактной системе, а также иными нормативно-правовыми актами не установлено в какой форме должна быть изложена потребность в необходимости приобретения той или иной упаковке.
Кроме того, пунктами 4.7.3. и 4.7.4. ГОСТ 58040-2017, регламентирован вес ВМК:
"_4.7.3 Масса нетто в банке и пачке - от 100,0 до 500,0 г_"
"_4.7.4 Масса нетто в пакете - от 10,0 до 500,0 г_"
Пунктами 5.6.3. и 5.6.4. ГОСТ 57106-2016, регламентирован вес для ВМК в порошкообразном виде:
"_5.6.3 Масса нетто в банке и пачке - от 100,0 г до 25,0 кг_"
"_5.6.4 Масса нетто в пакете - от 1,0 г до 25,0 кг_"
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не обоснован, жалоба является необоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ИННОВАНТА" необоснованной.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
_ |
Члены комиссии: |
_ _ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 13 июля 2021 г. N 019/06/64-693/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2021