Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в присутствии представителей
от ООО "Дельрус-ДВРЦ": Цурган А.Н. (доверенность от 05.07.2021 NДВРЦ-05/3), Шамсутдинова М.С. (доверенность от 05.07.2021 NДВРЦ-05/4), Винников А.П. (доверенность от 05.07.2021 NДВРЦ-05/1),
от заказчика - КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края": Прокопенко Н.В. (доверенность от 05.07.2021 N20/2021),
от уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края: Сливка А.В. (доверенность от 24.12.2020 N8),
рассмотрев жалобу ООО "Дельрус-ДВРЦ" и материалы дела N027/06/33-887/2021,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Дельрус-ДВРЦ" (далее также - Заявитель) на действия заказчика - КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0122200002521004077 от 25.06.2021).
По мнению Заявителя, уполномоченным органом, заказчиком при осуществлении вышеуказанной закупки допущены следующие нарушения:
1. В извещении, документации о проведении электронного аукциона неправомерно не установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 878). В составе аукционной документации отсутствует обоснование невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ N 878;
2. Описание объекта закупки указывает на одного производителя, что ограничивает количество участников закупки.
Извещение N 0122200002521004077 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 25.06.2021.
Объект закупки: поставка медицинских изделий: система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 18 900 000,00 рублей.
Источник финансирования: Хабаровский край.
В ходе рассмотрения жалобы заказчиком, уполномоченным органом представлены мотивированные отзывы, согласно которым считают доводы жалобы необоснованными.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, с учетом конкретных обстоятельств дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующему выводу.
1. Согласно п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация в том числе об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России в извещении, п.18 раздела 2 аукционной документации "Информационная карта" (далее - Информационная карта) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ Минфина России N126н) в размере 15% и ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N 102).
В извещении о проведении электронного аукциона установлен код ОКПД2 26.60.11.113 Аппараты рентгенографические.
По мнению заявителя ввиду того, что в реестр российской радиоэлектронной продукции включена продукция с кодом ОКПД2 26.60.11.113, установленным в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком неправомерно не установлено в извещении и документации о проведении электронного аукциона ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ N 878.
Признавая указанный довод заявителя необоснованным Комиссия Хабаровского УФАС России исходила из следующих обстоятельств.
В случае если поставляемый товар включен в перечень, являющийся приложением к постановлению Правительства РФ N 878, то на него распространяются положения указанного постановления. При этом необходимо отметить, что в соответствии с примечанием к перечню отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства РФ N 102, при применении указанного перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД 2, так и наименованием вида медицинского изделия.
Таким образом, при осуществлении закупки медицинского изделия иностранного происхождения Постановление N 102 применяется при совпадении кода ОКПД 2 и наименования вида указанного медицинского изделия с кодом ОКПД 2 и наименованием вида медицинского изделия согласно Перечню.
Объектом закупки является: система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, код ОКПД2 26.60.11.113, код позиции КТРУ 26.60.11.113-00000121.
Данное оборудование подпадает под действие ограничений допуска, установленных постановлением Правительства РФ N 102 и постановлением Правительства РФ N 878.
В постановление Правительства РФ N 878 включен укрупненный код ОКПД2 "26" с наименованием радиоэлектронной продукции "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей позиции, классифицируемой кодом 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", в отношении которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен запрет на допуск сроком на 2 года)".
В постановление Правительства РФ N 102 включен уточненный код ОКПД2 26.60.11.113 и указано наименование вида медицинского изделия "Аппараты рентгенографические".
Принимая во внимание специфику объекта закупки, а также наличие особого порядка установления национального режима для медицинских изделий, учитывая положения вышеперечисленных постановлений, в извещении об осуществлении закупки, документации об аукционе установлены ограничения и условия допуска продукции в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ N 102.
Установление в извещении об осуществлении закупки, документации об аукционе ограничений одновременно в соответствии с постановлением Правительства РФ N 102 и постановлением Правительства РФ N 878 невозможно ввиду разных механизмов реализации таких ограничений, предусмотренных указанными постановлениями.
Вышеуказанный вывод Комиссии Хабаровского УФАС России согласуется с позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письмах от 27.05.2020 N 24-03-07/44426, от 17.07.2020 N24-03-07/62427, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.06.2021 N39247/12.
Ввиду установления в документации о проведении электронного аукциона ограничения и условия допуска продукции в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ N 102, размещение заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства РФ N 878 не требуется.
Указанный довод жалобы признается необоснованным.
2. Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Функциональные, технические и качественные характеристики товара. Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным требованиям. Требования к остаточному сроку годности товара указаны в разделе III аукционной документации "Техническая часть".
Как следует из жалобы, показателями ограничивающими количества участников закупки и соответствующими только аппарату рентгенодиагностическому "УНИЭКСПЕРТ" производства ЗАО "Линев Адани" являются:
3.2.3 |
Размер пикселя, мкм |
Меньше или равно 139х139 |
3.2.5 |
Квантование, бит |
Больше или равно 16 |
3.2.6 |
Квантовая эффективность, % |
Больше или равно 66 |
9.14 |
Функция автоматической калибровки нулевого сигнала детектора при включении аппарата с отображением соответствующего информационного окна. |
Да |
9.15 |
Кнопка на виртуальной панели интерфейса СПО (специального программного обеспечения) ручной калибровки детектора |
Да |
9.19 |
Функция отметок на изображении со статусами: Ожидание и Архивирование успешное |
Да |
Согласно отзыву заказчика (письмо от 09.07.2021 Nб/н) у Заказчика имеется ответ как минимум еще одного производителя (ответ ООО "С.П. Гелпик" от 12.05.2021 N12-05-ХБ) на комплекс рентгенодиагностический цифровой со столом-штативом поворотным КРДЦ Т20/Т2000 "РЕНИКС", в котором они подтверждают спорные характеристики.
Вместе с тем, как следует из указанного ответа ООО "С.П. Гелпик" по показателю 3.2.2 указанный производитель предлагает следующую характеристику:
3.2.3 |
Размер пикселя, мкм |
148х148 |
что не соответствует требованиям аукционной документации.
Также как следует из протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона номер 0122200002521004077 от 06.07.2021 заявка ИП Карачун Я.Ю. отклонена на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, предложившего к поставке комплекс рентгенодиагностический цифровой со столом-штативом поворотным КРДЦ Т20/Т2000 "РЕНИКС" отклонена по причине несоответствия аппарата требованиям аукционной документации по п. 3.2.3 Технического задания.
В ходе заседания комиссии представителем заказчика также представлена информации об ином аналогичном товаре: комплекс рентгеновский диагностический телеуправляемый "ТелеКоРД-МТ" по ТУ 9442-034-47245915-2010. Вместе с тем, как следует из его характеристик, указанных в письме производителя АО "Медицинские технологии ЛТД" (письмо от 16.04.2020 N02/Н-431-20), указанный комплекс не соответствует аукционной документации по иным показателям, в том числе:
3.2.6 |
Квантовая эффективность, % |
65 |
Доказательств возможности поставки иных товаров, за исключением аппарата рентгенодиагностического "УНИЭКСПЕРТ" производства ЗАО "Линев Адани", заказчиком, уполномоченным органом в материалы дела не представлено.
Также заказчиком не обоснована потребность установления характеристики
3.2.3 |
Размер пикселя, мкм |
Меньше или равно 139х139 |
При таких обстоятельствах, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное описание объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, что также подтверждается протоколами рассмотрения заявок, согласно которым заявки всех участников закупки отклонены именно по показателю 3.2.3 Технического задания.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы в указанной части, в действиях заказчика устанавливается нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, так как аукцион признан не состоявшимся, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к решению предписание не выдавать.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России представитель заказчика пояснил, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком учитывались ценовые предложения на аппарат рентгенодиагностического "УНИЭКСПЕРТ" производства ЗАО "Линев Адани" и комплекс рентгенодиагностический цифровой со столом-штативом поворотным КРДЦ Т20/Т2000 "РЕНИКС", который не соответствует требованиям аукционной документации, в связи с чем Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к решению о необходимости передачи материалов дела в органы внутреннего финансового контроля для проверки на предмет соблюдения правил определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дельрус-ДВРЦ" на действия заказчика - КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края", уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0122200002521004077 от 25.06.2021) обоснованной в части описания объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
2. Признать заказчика - КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" нарушившим п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Передать материалы дела в органы внутренниго финансового контроля для проверки на предмет соблюдения правил определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 9 июля 2021 г. N 7-1/312
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2021