Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России
при участии посредством видеоконференц-связи представителей:
Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 37 (далее - Заказчик): *** (по доверенности),
ООО "СТАТУС" (далее - Заявитель) *** (по доверенности) *** (по доверенности),
Муниципального казенного учреждения "Центр организации торгов" (далее - Уполномоченный орган) *** (по доверенности),
представители Муниципального общеобразовательное учреждения средняя общеобразовательная школа N 37 (далее - Заказчик) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством системы видеооконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 29.06.2021 поступила жалоба Заявителя на положения документации при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания (извещение от 01.06.2021 N 0836600003321000301 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru), а именно Заказчиком неправомерно оцениваются по критерию деловая репутация участника закупки исключительно Копии положительных отзывов по выполненным контрактам (договорам) на оказание услуг общественного питания за 2018-2021 гг.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части размещения Конкурсной документации, противоречащей требованиям Закона о контрактной системе.
1) извещение о проведении Конкурса N 0836600003321000301 - 01.06.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 606 225,07 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 01.07.2021;
4) рассмотрение и оценка первых частей заявок на участие в конкурсе - 07.07.2021, подано 2 заявки, признаны соответствующими требованиям;
5) рассмотрение и оценка вторых частей заявок на участие в конкурсе - 07.07.2021, все заявки признаны соответствующими требованиям.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные и устные возражения по существу жалобы.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно доводу жалоб Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом производится оценка по показателю "Деловая репутация участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а именно оцениваются исключительно Копии положительных отзывов по выполненным контрактам (договорам) на оказание услуг общественного питания за 2018-2021 гг., полученных от организаций, связанных с питанием детей (школ, детских садов, детских загородных лагерей и др.). По мнению заявителя, Заказчиком должны учитываться также копии положительных отзывов по выполненным контрактам (договорам) на поставку продуктов питания, так как в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99) установлены дополнительные требования к участникам закупки при оказании услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
Заказчиком в Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в конкурсе по нестоимостным критериям оценки:
Показатели критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а также коэффициенты значимости и значимости показателей критерия представлены в Таблице N2.
Таблица N2
N пп |
Показатели критерия |
Значимость показателя критерия, % |
Коэффициент значимости показателя критерия (КЗ) |
2.1. |
Обеспеченность участника закупки заведующими производством (шеф-поварами), состоящими в штате участника закупки и имеющими общий стаж работы в должности заведующих производством (шеф-поваров) не менее 3 лет |
5 |
0,05 |
2.2. |
Обеспеченность участника закупки ведомственной санитарной службой (врач или помощник врача) |
5 |
0,05 |
2.3. |
Обеспеченность участника закупки поварами не ниже 4 разряда, состоящими в штате участника закупки и имеющими общий стаж работы по специальности не менее 3-х лет |
20 |
0,2 |
2.4. |
Деловая репутация участника закупки |
70 |
0,7 |
Оценка заявок по показателю 2.4. осуществляется с использованием шкалы оценки, представленной в Таблице N 4.
Таблица N4
N пп |
Показатель критерия |
Шкала оценки |
Максимальная оценка в баллах по показателю |
2.4. |
Деловая репутация участника закупки |
1 отзыв - 2 балла |
100 |
Количество баллов, присуждаемых по показателю оценки (), установленным в Таблице N4, определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x Кi,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - количество баллов по показателю "Деловая репутация участника закупки", присуждаемых участнику закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
Оценка заявки участника конкурса по показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценивается исходя из представленных участником закупки документов, подтверждающих квалификацию участника закупки.
Для подтверждения информации по показателям критерия, участник закупки в составе заявки представляет документы, указанные в Таблице N5:
Таблица N5
Nпп |
Показатели критерия |
Документы, подтверждающие информацию* |
2.4. |
Деловая репутация участника закупки |
1. Копии положительных отзывов по выполненным контрактам (договорам) на оказание услуг общественного питания за 2018-2021 гг., полученных от организаций, связанных с питанием детей (школ, детских садов, детских загородных лагерей и др.) |
* - указанные документы прилагаются на каждого специалиста, представленного в предложении участника закупки, в случае смены ФИО представляется документ подтверждающий факт такой смены.
Непредставление документов по показателям "Квалификация участника закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не является основанием для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Участнику закупки, не представившему документы, подтверждающие информацию по показателям критерия, присваивается 0 баллов.
При оценке заявок участника закупки учитывается предложение участника закупки по показателю критерия, подтвержденное документально. Перечень документов, подтверждающих информацию по показателям критерия, указан в Таблице N5.
Все документы, подтверждающие информацию, представленную в предложении участника закупки должны быть четкими, легко читаемыми. В случае предоставления документа с невозможностью прочтения данный документ считается непредставленным.
Количество баллов, присваиваемых заявке по критерию "Квалификация участника закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" определяется как сумма баллов, присваиваемых заявке по всем показателям критерия, указанным в п.п. 2.1.-2.4. Таблицы N2.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Объектом закупки является оказание услуг по организации горячего питания.
Таким образом заказчиком учитываются документы учитывающие особенности оценки закупаемых услуг.
При этом Правила не имеют взаимосвязи с Постановлением N99, которое предусматривает обязанность заказчика устанавливать дополнительные требования к участникам закупок.
Также оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
Вид критерия |
Наименование критерия |
Значимость критерия оценки |
Коэффициент значимости критерия |
Стоимостной |
1. Цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги |
60% |
0,6 |
Нестоимостной |
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40% |
0,4 |
Указанные проценты значимости критерия оценки соответствуют Правилам и Закону о контрактной системе.
Довод жалоб Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Заказчиком по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены следующие показатели:
N пп |
Показатели критерия |
Значимость показателя критерия, % |
Коэффициент значимости показателя критерия (КЗ) |
2.1. |
Обеспеченность участника закупки заведующими производством (шеф-поварами), состоящими в штате участника закупки и имеющими общий стаж работы в должности заведующих производством (шеф-поваров) не менее 3 лет |
5 |
0,05 |
2.2. |
Обеспеченность участника закупки ведомственной санитарной службой (врач или помощник врача) |
5 |
0,05 |
2.3. |
Обеспеченность участника закупки поварами не ниже 4 разряда, состоящими в штате участника закупки и имеющими общий стаж работы по специальности не менее 3-х лет |
20 |
0,2 |
2.4. |
Деловая репутация участника закупки |
70 |
0,7 |
Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателям "Обеспеченность участника закупки заведующими производством (шеф-поварами), состоящими в штате участника закупки и имеющими общий стаж работы в должности заведующих производством (шеф-поваров) не менее 3 лет" и "Обеспеченность участника закупки поварами не ниже 4 разряда, состоящими в штате участника закупки и имеющими общий стаж работы по специальности не менее 3-х лет" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", поскольку оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.
Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателю "Обеспеченность участника закупки ведомственной санитарной службой (врач или помощник врача)" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", поскольку данный критерий не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, так как при исполнении контракта участник будет обязан соблюдать действующие санитарные нормы.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТАТУС" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 05-6/1-137-2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 6 июля 2021 г. N 05-6/1-136-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2021