Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Норма" на действия Заказчика - МКУ "Служба единого заказчика - застройщика" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г.Уссурийск, ул.Мельничная 2а/1 (извещение N 0320300031121000076) (далее - конкурс).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как установлен порядок оценки заявок с нарушением Закона N 44-ФЗ, в том числе порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не соответствует требованиям Закона 44-ФЗ.
Также в нарушение Закона N 44-ФЗ график выполнения строительно - монтажных работ не заполнен в соответствии с методикой, кроме того документация содержит противоречивые сведения относительно сроков производства работ.
Огласив жалобу, заслушав пояснения стороны, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона N 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 1 января 2024 года в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации допускается проведение открытого конкурса в электронной форме.
При проведении закупки в виде конкурса, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона N44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ конкурная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ одним из критериев заявки на участие в аукционе является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
Пунктом 27 Правил оценки заявок установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил оценки заявок, может быть, в том числе, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Пунктами 27(1) - 27(4) Правил оценки заявок предусмотрены особые требования к показателям нестоимостного критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" и порядку подтверждения наличия опыта работы, связанного с предметом контрактов (договоров), устанавливаемые при осуществлении закупок услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций.
Таким образом, заказчик при установлении в документации о закупке порядка оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки" обязан руководствоваться требованиями пунктов 27(2) - 27(3) Правил оценки заявок.
Заказчиком установлены следующая оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки:
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом следующих показателей:
1) Общее количество исполненных контрактов (договоров)
Значимость показателя 100%
Коэффициент значимости показателя 1,0.
Для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренных настоящих
Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
- контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).
- контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида).
При этом календарная дата заключения контракта (договора) должна быть не ранее 2016 г. Стоимость работ по каждому из выполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу.
В подтверждение квалификации участника закупки, в том числе наличия у него опыта работы, связанного с предметом контракта, участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме копии вышеуказанных контрактов (договоров), соответствующих требованиям ГОСТ Р 7.0.8-2013, а также копии актов и справок выполненных работ, содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающих стоимость исполненного контракта (договора). При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Сведения по данному показателю указываются в Таблице 1. Приложения N 3 Раздела 2 и подтверждаются следующими документами, а именно:
- копии исполненных контрактов (договоров) в полном объеме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), включая все листы и приложения к ним. В случае, если в контракты (договоры) вносились изменения (дополнения), необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения), а также соглашения о расторжении (при наличии).
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора).
Представленные контракты (договоры) несопоставимые по характеру оценке не подлежат.
При оценке заявок по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" учитываются только контракты (договоры), по которым предоставлены все подтверждающие документы. При отсутствии одного из документов сведения о таком контракте (договоре) не учитываются.
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" (НЦБi), определяется в соответвии с п. 24 Правил.
Кпред - предельно необходимое заказчику значение, а именно 5 принятых к оценке
контрактов (договоров).
Согласно Письма Минфина России от 17.04.2020 N 24-05-05/30961 "О требованиях к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в случае наличия в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.
Заказчик в рамках полномочий, предоставленных ему пунктом 27(2) - 27(3) Правил оценки заявок, установил требования к порядку подтверждения наличия у участников соответствующей квалификации, раскрыв содержание критерия, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по выполнению работ с предметом осуществляемой закупки.
Требование установленное не направлено на ограничение заказчиком количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ. Доказательств ущемления прав участников закупки, свидетельствующих об ограничении конкуренции, заявителем не представлено. Указанная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2019 N 308-ЭС19-11278, от 13.12.2019 N 306-ЭС19-24010.
Критерий оценки опыта участников торгов, ограниченный определенным временным интервалом, предусмотрен заказчиком в целях выбора наиболее квалифицированного исполнителя работ, не направлен на ограничение количества участников закупки и не предрешает исход торгов. Ограничение контрактов по срокам позволяет заказчику оценивать текущую квалификацию исполнителя, а не опыт прошлых лет, который может быть не актуален.
Таким образом, при оценке опыт ограничивается верхним пределом, указанным в критериях оценки заявок. Это, в свою очередь, позволяет исключить предоставление неограниченного количества контрактов крупными компаниями перед мелкими и повысить конкуренцию для остальных участников товарного рынка, что свидетельствует о правильном подходе, выбранном заказчиком при размещении настоящей закупки.
Изложенные Комиссией Приморского УФАС России доводы подтверждаются, в том числе судебной практике. Например, по делу А53-1094/2018, А16-3592/2020, А20-5207/2020, А43-2544/2021, А56-74099/2020, А63-16074/2020, А83-17244/2020, А65-23449,2019 и т.д.
При таких обстоятельствах, условия конкурсной документации обеспечивают равные возможности для потенциальных участников закупки, имевших намерение участвовать в конкурсе на выполнение работ в соответствии с потребностями учреждения. Критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Установление требования о наличии у участника опыта работ не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение, иное документально не доказано.
Конкурсная документация не содержит положений, ограничивающих право потенциальных участников закупки принять участие в открытом конкурсе, а также излишних требований, не предусмотренных статьей 31 Закона N 44-ФЗ, к участникам данной закупки.
На основании указанного выше Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в конкурсной документации предусмотрел надлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе и тем самым не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Частью 7 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ установлено, что методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
Согласно пункту 1.2 Методики график выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - объект) (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).
Согласно п. 2.1 Методики "Составление графика выполнения работ осуществляется в соответвии с утвержденной проектной документацией на строительство, реконстукрцию объекта, а так же рабочей документацией (при наличии).
Пунктом 2.3 Методики установлено, какие заголовки граф должен содержать график выполнения работ:
"2.3.1. порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
2.3.2. наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
2.3.3. сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
2.3.4. физический объем работ;
2.3.5. сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика (при наличии)".
Следует отметить, что представленный заказчиком в Проекте контракта График работ сформирован аналогичным образом и состоит из указанных граф.
Вместе с тем, конкретные даты начала и окончания выполнения всего установленного комплекса работ по объекту закупки определены заказчиком в пункте 5.1 Проекта контракта, п. 8, п. 9 Технического задания:
- срок проведения проектирования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию - 424 (четыреста двадцать четыре) календарных дней со дня заключения контракта, в т.ч.:
Сроки проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта:
- Выполнение инженерных изысканий с разработкой технического задания на проектирование и строительство - 20 (двадцать) календарных дня со дня заключения контракта.
- Выполнение проектных работ- 60 (шестьдесят) календарных дня со дня предоставления отчета о выполнении инженерных изысканий с разработкой технического задания на проектирование и строительство, (срок проведения экспертизы не входит в срок выполнения проектных и изыскательских работ) работ.
- Срок проведения государственной экспертизы проектной документации и проведения проверки достоверности сметной стоимости 60 (шестьдесят) календарных дней (государственный договор на проведение государственной экспертизы заключает и оплачивает Подрядчик (Исполнитель) - не более 5 дней).
- Срок разработки рабочей документации не более 20 (двадцать) календарных дней (одновременно с началом выполнения строительно-монтажных работ).
- Выполнение строительно-монтажных работ - 234 (двести тридцать четыре) календарный день.
- Ввод объекта в эксплуатацию - 45 (сорок пять) календарных дней
Предельный срок окончания выполнения работ не позднее 01 октября 2022 года.
В соответвии с разделом Б. Техническаого задания "Требования к строительно- монтажным работам":
"График выполнения работ разрабатывает Заказчик и передает Подрядчику (Исполнителю). График разработки рабочей документации разрабатывает Подрядчик (Исполнитель) и передает на утверждение (согласование) Заказчику;
- Подрядчик (Исполнитель) передает Заказчику на утверждение (согласование) разработанный график производства работ по строительно-монтажным работам;
- Строительство объекта с выполнением всех работ, предусмотренных разработанной, в рамках настоящего Технического задания, проектной и рабочей документацией_"
Исходя из вышеуказанного, проектная документация разрабатывается после инженерных изысканий в течение 20 календарных дней со дня заключения контракта, т. е. на данный момент утвержденная проектная документация отсутсвует, в связи с этим составить график выполнения строительно монтажных работ с указанием даты начала и окончания выполнения работ по этапам выполнени контракта (с учетом соблюдений стройгой технологической последовательности работ) на момент форомирования и публикации извещения о закупке не представляется возможным.
Тем самым доводы заявителя о нарушении заказчиком требований Закона N 44-ФЗ, не подтвердились.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Норма" на действия Заказчика - МКУ "Служба единого заказчика - застройщика" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г.Уссурийск, ул.Мельничная 2а/1 (извещение N 0320300031121000076) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 9 июля 2021 г. N 025/06/54.3-870/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2021