Резолютивная часть решения объявлена 14.07.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14.04.2021 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Александров В.С. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: Ворошилов В.С.- заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; Ловцевич А.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
В отсутствии КУМИ ИРКУТСКОГО РАЙОНА" (далее-заказчик)., ООО "Русагро" (далее - заявитель, Общество, участник закупки);
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе "Поставка экскаватора погрузчика с дополнительным оборудованием", извещение N 0134300019421000016 (далее - электронный аукцион),
в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Из довода заявителя следует, что Заказчик необоснованно установил характеристики товара соответствующие только одному производителю, что является нарушением Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя, в которых считает доводы жалобы необоснованными.
Изучив представленные материалы, Комиссия Иркутского УФАС пришла к следующему выводу.
В единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0134300019421000016, и аукционная документация "Поставка экскаватора погрузчика с дополнительным оборудованием".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 887 940,60 рублей.
Согласно техническому заданию Заказчиком установлены следующие товары с соответствующими характеристиками:
Наименование характеристики (с указанием единицы измерения) |
Технические характеристики |
Обоснование необходимости использования дополнительных сведений о потребительских свойствах, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристиках товара |
1 |
2 |
3 |
Тип экскаватора |
экскаватор-погрузчик |
Согласно КТРУ |
Тип двигателя |
дизельный |
Согласно КТРУ |
Трансмиссия |
гидромеханическая |
Согласно КТРУ |
Колесная формула |
4*4 |
Согласно КТРУ |
Вид ходовой части |
колесная |
Согласно КТРУ |
Климатическое исполнение |
1 |
Согласно КТРУ |
Эксплуатационная масса, тонна;^метрическая тонна (1000 кг) |
<10 |
Согласно КТРУ |
Номинальная грузоподъемность, тонна;^метрическая тонна (1000 кг) |
<5 |
Согласно КТРУ |
Номинальная мощность двигателя (ей), лошадиная сила |
<100 |
Согласно КТРУ |
Объем ковша, кубический метр |
|
Согласно КТРУ |
Вид дополнительного и рабочего оборудования |
Гидромолот, гидробур, ковш планировочный |
Согласно КТРУ |
Длина рукояти, миллиметр |
|
Согласно КТРУ |
Наличие отопителя |
да |
Согласно КТРУ |
Наличие системы кондиционирования |
нет |
Согласно КТРУ |
***Дополнительные характеристики: Основание добавления дополнительных характеристик: п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 | ||
Двигатель | ||
Тип двигателя |
рядный, 4-х цилиндровый |
Для увеличения мощности двигателя. Получение от двигателя максимальной отдачи. Для обеспечения экономичного расхода горюче-смазочных материалов |
Рабочий объем, л (дм3) |
не менее 4,75 (4,75) |
|
Полезная эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) |
Не менее 66,2 (90) |
|
Габаритные размеры | ||
Длина, мм |
Не менее 6400 |
Для проходимости машины в специфических местах, для обеспечения устойчивости машины на дорожном полотне |
Ширина, мм |
Не менее 2280 |
|
Высота по кабине, мм |
Не менее 2800 |
|
дорожный просвет, мм |
Не менее 320 |
|
Шины | ||
Передние |
Не менее 12,5/80-18(12pr) |
Для передвижения транспорта вне дорог общего пользования, вне населенных пунктов Для проходимости машины, позволяя выбраться из разъезженной колеи, топкого грунта и глубокого снега |
Задние |
Не менее 16.9/28 (12pr)
|
|
Тормозная система | ||
рабочая |
на заднем мосту. дисковые, работающие в масле. Раздельные на левом и правом колёсах |
Обеспечение условий для остановки и удержания транспортного средства от внезапного и незапланированного - самопроизвольного движения. Для повышения безопасности дорожного движения |
система привода рабочих тормозов |
сдвоенные педали, гидропривод |
|
стояночные |
на заднем мосту, дисковые |
|
система привода стояночной тормозной системы |
ручная, механическая |
|
Трансмиссия | ||
количество передач (вперёд\назад) |
Не менее 4/4 |
Обеспечивает динамичность экскаватора и его скоростные возможности при эксплуатации техники |
передний мост |
балансированный, подключаемый |
|
управление |
принудительное электромеханическое |
|
задний мост |
жесткозакрепленный, |
|
привод |
постоянный, карданный вал |
|
Гидравлическая система | ||
Тип насоса |
шестерёнчатый |
Обеспечивает управление ковшом и навесным оборудованием с высокой скоростью и простотой реализации всех видов движения |
Производительность, л\мин. |
Не более 108 |
|
управление погрузчиком |
рычаги |
|
управление экскаватором |
рычаги |
|
Погрузочное и экскаваторное оборудование | ||
Ковш |
челюстной |
Обеспечивают эффективность рабочего процесса, и характеристики которые указаны у каждого оборудования определяет их возможности при выполнения различных задач связанные с эксплуатацией экскаватора |
объём ковша, м\куб |
не более 2 |
|
ширина ковша, мм |
Не менее 2260 |
|
высота выгрузки опрокидыванием ковша, мм |
Не менее 2650 |
|
высота выгрузки открыванием ковша, мм |
Не менее 3270 |
|
грузоподъёмность, кг |
Не менее 2550 |
|
рукоять |
телескопическая |
|
глубина копания обратной лопаты, мм |
Не менее 4210/5410* |
|
погрузочная высота обратной лопаты, мм |
Не менее 3570/4400* |
|
Вылет режущей кромки ковша от оси вращения поворотной колонки, мм |
Не менее 5400/6540* |
|
Смещение каретки обратной лопаты от центральной оси, мм |
Не менее 575 |
|
ось копания |
смещаемая |
|
смещение оси копания |
механически |
|
вырывное усилие, кг |
не менее 6000 |
|
Дополнительная однопоточная гидравлическая линия на экскаваторной стреле для подключения гидромолота |
наличие |
|
Технические характеристики | ||
Распределение эксплуатационной массы по осям, кг |
|
Обеспечивают эффективную и безопасную работу экскаватора |
Передняя ось |
Не менее 2780 |
|
Задняя ось |
Не более 4920 |
|
Угол статической устойчивости |
|
|
поперечной |
Не менее 28° |
|
продольной |
Не менее 16° |
|
Номинальная грузоподъемность экскаватора, кг** |
|
|
без смещения оси копания |
Не менее 850/600* |
|
при максимальном смещении оси копания |
Не менее 600/300* |
|
Вырывное усилие погрузчика, кг |
|
|
развиваемое цилиндрами ковша |
Не менее 6000 |
|
Максимальное усилие резания экскаватора, кг |
Не менее 3000/2900* |
Установлено что заказчику поступило 3 коммерческих предложения от потенциальных участников закупки, готовых поставить товар в соответствии с техническим заданием данного электронного аукциона.
На участие в данном электронном аукционе также было подано 2 заявки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно Письму Минфина России от 29.06.2020 N 24-03-07/55769 "Об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе информации о конкретных показателях товара в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки товаров, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 указанной статьи, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Таким образом, информация о конкретных показателях товара предоставляется участником закупки в первой части заявки только в случае, если условиями контракта предусмотрена поставка товара, в том числе при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Таким образом, Федеральный закон N 44-ФЗ не запрещает Заказчикам устанавливать конкретные характеристики товара при выполнении работ.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Разрабатывая техническое задание и устанавливая требования к техническим и функциональным свойствам товара, исходил сугубо из своих потребностей в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств, а также эффективного оказания медицинской помощи пациентам.
Более того, предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком медицинских препаратов может выступить любое физическое или юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности Заказчика.
Таким образом, Комиссия, оценив условия аукционной документации, пришла к выводу о том, что сформулированные в ней требования к объекту закупки не являются обстоятельством, свидетельствующим об ограничении количества участников закупки, поскольку действующее законодательство предоставляет государственному заказчику право на организацию торгов по закупке именно того товара, который он счел необходимым.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Прекратить процедуру приостановления определения поставщика, (подрядчика, исполнителя) введенное в связи с поступлением рассмотренной жалобы.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 июля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2021