резолютивная часть решения объявлена 09.07.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0304300035021000010 "Реконструкция ГБУЗ "Городская детская поликлиника N1" по ул.Головко,18 в г. Нальчике, КБР" (далее - Конкурс), руководствуясь ст.105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе Заявителя, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
13.06.2021 г. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru (Наименование и адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" РТС-тендер, http://www.rts-tender.ru) опубликован открытый конкурс в электронной форме N0304300035021000010 "Реконструкция ГБУЗ "Городская детская поликлиника N1" по ул.Головко,18 в г. Нальчике, КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта - 61 348 883,18 руб. В извещении о проведении конкурса предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок 13.06.2021 г. 23:02; Дата и время окончания подачи заявок 06.07.2021 г. 10:00.
Согласно доводу жалобы, конкурсная документация содержит в своем составе требования по поставке оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом закупки.
П.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса и конкурсной документацией объектом закупки является реконструкция ГБУЗ "Городская детская поликлиника N1" по ул.Головко,18 в г. Нальчике, КБР (код ОКПД2 41.20.40.000).
Согласно проектной документации поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо осуществить поставку немонтируемого оборудования, так, например: Стол офисный угловой, Медицинский стеллаж, Стол перевязочный передвижной, Рабочее место врача, Стол для аппаратов и приборов, Шкаф для одежды и т.д.
Согласно пояснениям Заказчика стоимость немонтируемого оборудования составляет не более 0,65% от начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем из документации не следует, что необходимое к поставке оборудование неразрывно связано с объектом реконструкции и его установка невозможна впоследствии без изменений предусмотренных проектом решений объекта реконструкции.
Таким образом, действия Заказчика включившего в один лот выполнение строительных работ и поставку немонтируемого оборудования, технологически и функционально не связанных между собой не соответствует п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и нарушают п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе (п.8 ч.1 ст.54.3).
В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Конкурсной документацией установлены следующие показатели, значимость и коэффициент значимости по Критерию: Общее количество исполненных контрактов (договоров) 40% (далее - Показатель N1); Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) 60% (далее - Показатель N2).
В соответствии с пунктом 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По Показателям N1 и N2 оцениваются контракты/договоры, которые исполнены не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Минфина России, изложенной в письмах от 17.04.2020 г. N 24-05-05/30961, от 15.11.2017 N 24-02-06/75876, заказчик самостоятельно устанавливает показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки.
Потребность в части установления сроков исполнения участником закупки контрактов/договоров, заключенных не ранее чем за 3 года до даты начала подачи заявок привязывается к сроку исполнения контракта по проводимой закупке и к фактическому наличию у участника закупки возможности выполнить работы надлежащего качества. Не предоставление требуемого опыта не влечет за собой отклонение заявки участника закупки и не влияет на его допуск к конкурсу.
С учетом требований Закона о контрактной системе и Правил, в целях соблюдения принципа обеспечения конкуренции Заказчик обосновал и установил соответствующий показатель, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки.
По мнению Заявителя, в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, поскольку в рамках Критерия оценке подлежат контракты (договоры), с определенной минимальной стоимостью выполненных работ, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с положениями конкурсной документации по Критерию предусмотрен порядок оценки, согласно которому конкурсная комиссия оценивает контракты (договоры) участников конкурса, стоимость каждого из которых составляет не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится.
Согласно правовой позиции Минфина России, изложенной в письмах от 17.04.2020 г. N 24-05-05/30961, от 15.11.2017 N 24-02-06/75876, заказчик самостоятельно устанавливает показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки.
Комиссия приходит к выводу, что положение конкурсной документации о минимальной стоимости контрактов/договоров, представляемых к оценке по Критерию участниками закупки, не ограничивает количество участников и не влечет ограничения конкуренции.
Вместе с тем Заявитель явку представителей на заседании Комиссии не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.
Согласно доводу жалобы, проект контракта не содержит условий утвержденных Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта" (далее - Приказ N9/пр), что является нарушением ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (далее - Типовые условия контрактов) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения".
Согласно пункту 6 правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 (далее - Постановление N 606), типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 15 Постановления N606 установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Типовые условия контрактов утверждены Приказом N9/пр. Начало действия указанного приказа 26.03.2020.
Приказом N 9/пр установлен исчерпывающий перечень обязательных типовых условий, которые должны включаться в контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.
Извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС 13.06.2021 г.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, в проекте контракта не установлены отдельные условия в соответствии с Приказом N 9/пр.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом при проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе, размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований ч.6 ст. 96 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст.95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем пунктом 9.2 проекта контракта установлено следующее: "Срок действия банковской гарантии с учетом требований статьи 96 Закона о контрактной системе должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией на три месяца".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего срок действия банковской гарантии, представляемой участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, нарушают ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном ч.5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч.1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в ч.4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На заседании Комиссии установлено, что согласно условий об обязанностях (п.4.1.16 проекта контракта), подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 20 процентов от цены контракта.
При этом проект контракта не содержит конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО в виде конкретного процента цены контракта.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу Заявителя обоснованной в части содержания в конкурсной документации требования по поставке оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом закупки, а также в части отсутствия в проекте контракта обязательных типовых условий.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения ч.6 ст.30, ч.11 ст.34, п.1 ч.1 ст.54.3, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
3.Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления ФАС России по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 14 июля 2021 г. N 007/06/54.3-739/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2021