резолютивная часть решения объявлена 09.07.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии индивидуального предпринимателя (далее - заявитель, ИП), надлежащим образом извещенного уведомлением N05/2957 от 07.07.2021 г., в том числе публично путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ИП,
при участии представителя Государственного казенного учреждения здравоохранения Детский туберкулезный санаторий "Звездочка" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик) действующей на основании доверенности N1 от 09 июля 2021 года,
рассмотрев жалобу ИП на действия Единой комиссии заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0304200006721000020 "Поставка продуктов питания" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf с целью недопущения распространения новой короновирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ИП на действия Единой комиссии заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, заявке с идентификационным номером "84" было отказано в допуске к участию в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, а именно, значения показателей фасовки, упаковки, представленные в заявке, не соответствуют положениям инструкции по заполнению заявки. Заявитель считает, что принятое решение об отказе заявке от участия в аукционе не соответствует положениям Закона о контрактной системе, ограничивает конкуренцию на товарном рынке, нарушает права и законные интересы ИП
На основании вышеизложенного, заявитель просит принять и рассмотреть жалобу ИП по существу; приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции, уведомлением были извещены представители заказчика, акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", в том числе ИП об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
09 июля 2021 года от заказчика поступили письменные пояснения относительно доводов жалобы ИП согласно которым заявке с идентификационным номером "84" было отказано в допуске к участию в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, а именно, значения показателей фасовки, упаковки, представленные в заявке, не соответствуют положениям инструкции по заполнению заявки.
Рассмотрение жалобы ИП Комиссией осуществлено 09 июля 2021 дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ИП, проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав пояснения представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России пришла к следующим выводам.
21.06.2021 г. 19:56 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0304200006721000020 "Поставка продуктов питания" (извещение о проведении электронного аукциона - 21.06.2021 г. 19:56 ч.) для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 724 455,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 21.06.2021 г. 19:56 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 29.06.2021 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 30.06.2021 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 01.07.2021 г. в 11:25 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе регламентирован ст.66 Закона о контрактной системе, в ч.2 которой предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Из положений ст.66 Закона о контрактной системе следует, что содержание первой части заявки определяется в зависимости от предмета контракта (товар или услуги), и от того, указан ли в аукционной документации товарный знак или иные средства индивидуализации.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению определяются документацией об аукционе (п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1)непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть отражены в первой части заявки при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Согласно п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара; конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
При этом, п.1и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Из системного толкования изложенных положений Закона о контрактной системе следует, что под конкретными показателями понимаются указываемые участником электронного аукциона в первой части заявки значения показателей, которые позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком критериям в аукционной документации.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, предусмотренными ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. В их число входит требование о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Основанием не допуска заявки с идентификационным номером "84" к участию в аукционе послужило предложение участником закупки значения показателей, противоречащих положениям инструкции по заполнению заявки.
При формировании первой части заявки на участие в электронном аукционе в части предложения требования к значениям показателей, характеристик товаров, поставляемых по предмету государственного контракта, участники закупки должны соблюдать и учитывать правила инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (п.11 документации об аукционе).
Согласно инструкции по заполнению заявки, значения показателей характеристик товара, имеющих числовое выражение и указанные в виде открытого интервала, указываются со словами "не более", "не менее", "от", "до" и т.д.
В заявке с идентификационным номером "84" при формировании предложения в части предоставления фасовок, упаковок не учтены положения инструкции по заполнению заявки, где сказано, что значения показателей характеристик товара, имеющих числовое выражение и указанные в виде открытого интервала, указываются со словами "не более", "не менее", "от", "до", однако в инструкции по заполнению заявки не предусмотрены ясные и четкие требования, допускающие однозначного толкования положений документации об аукционе в части предложения характеристик товара.
Условия документации об аукционе, в том числе инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, должны содержать ясные и четкие требования, допускающие однозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что, в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в документации об аукционе привело к необоснованному отказу заявке с идентификационным номером "84" к участию в аукционе.
Таким образом, действия заказчика, установившего в документации об аукционе ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки, нарушают п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе
Согласно письма ФАС России NИА/44536/16 от 01.07.2016 г. в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках; определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений; сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу индивидуального предпринимателя необоснованной.
2.Признать в действиях Государственного казенного учреждения здравоохранения Детский туберкулезный санаторий "Звездочка" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики нарушения п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Государственному казенному учреждению здравоохранения Детский туберкулезный санаторий "Звездочка" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 14 июля 2021 г. N 007/06/67-743/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2021