На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), обращения Управления Федеральной службы безопасности по Кабардино-Балкарской Республике, Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) Администрации с.п. Чегем Второй Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик), Местной администрации Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - уполномоченный орган) при проведении электронных аукционов N0104300011320000033 "Работы строительные по прокладке местных трубопроводов воды или сточных вод" и N0104300011320000034 "Работы по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации" требованиям Закона о контрактной системе,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от Управления Федеральной службы безопасности по Кабардино-Балкарской Республике о наличии признаков нарушения законодательства о контрактной системе в действиях заказчика по контрактам от 13.08.2020 г. по аукциону N0104300011320000033 "Работы строительные по прокладке местных трубопроводов воды или сточных вод" и N0104300011320000034 "Работы по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации".
Рассмотрев материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Инспекцией осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В силу ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного ч.15.1 ст.99 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение; получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе: заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок; обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок; сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок; истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе предписания; получение обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.34 и 95 Закона о контрактной системе.
Пп. "б" п.1 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товар.
1. 22.07.2020 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru была размещена закупка N0104300011320000033 "Работы строительные по прокладке местных трубопроводов воды или сточных вод" с начальной (максимальной) ценой контракта - 4 416 440,00 рублей. В извещении о проведении электронного аукциона указано: Дата и время начала подачи заявок - 22.07.2020 г. 16:45 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 30.07.2020 г. 09:00.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 30.07.2020 г. в 13:00.
По итогам аукциона N0104300011320000033 "Работы строительные по прокладке местных трубопроводов воды или сточных вод" между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Империя-А" заключен контракт N0104300011320000033 от 13.08.2020 г.
Дополнительным соглашением N1 от 21.08.2020 г. к контракту от 13.08.2020 г. внесены изменения, касающиеся увеличения цены контракта на 279 525,60 руб.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что при проведении аукциона поступили 4 заявки на участие в аукционе. Все поданные заявки на участие в аукционе были допущены до участия. По результатам аукциона между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Империя-А" заключен контракт N0104300011320000033 от 13.08.2020 г. на сумму 3 069 424,40 руб. После чего, дополнительным соглашением N1 от 21.08.2020 г. к контракту N0104300011320000033 от 13.08.2020 г. внесены изменения, касающиеся увеличения цены контракта на 279 525,60 руб.
Таким образом, действия заказчика, заключившего дополнительное соглашение с обществом с ограниченной ответственностью "Империя-А" в допустимых пределах, установленных пп.б п.1 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе (10%) не противоречат и не нарушают положения Закона о контрактной системе.
Довод о том, что в электронном аукционе принимали участие коммерческие организации, предоставившие заявку с меньшей стоимостью работ, чем общество с ограниченной ответственностью "Империя-А" выполнило по факту, а именно сумма цены контракта и цены дополнительного соглашения не нашел своего подтверждения, так как, положения ст. 95 Закона о контрактной системе позволяют увеличивать или уменьшать цену контракта по соглашению сторон, в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
2. 22.07.2020 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) была размещена закупка N0104300011320000034 "Работы по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации" с начальной (максимальной) ценой контракта - 3 740 260,00 рублей. В извещении о проведении электронного аукциона указано: Дата и время начала подачи заявок - 22.07.2020 г. 16:58.; Дата и время окончания подачи заявок - 30.07.2020 г. 09:00.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 30.07.2020 г. в 13:00.
По итогам аукциона N0104300011320000034 "Работы по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации" между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Империя-А" заключен контракт N0104300011320000034 от 13.08.2020 г. на сумму 3 0480 311,90 рублей.
Дополнительным соглашением N1 от 21.08.2020 г. к контракту от 13.08.2020 г. внесены изменения, касающиеся увеличения цены контракта на 303 510, 00 рублей.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что при проведении аукциона поступили 2 заявки на участие в аукционе. Все поданные заявки на участие в аукционе были допущены до участия. По результатам электронного аукциона между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Империя-А" заключен контракт N0104300011320000034 от 13.08.2020 г. на сумму 3 048 311,90 руб. После чего, дополнительным соглашением N1 от 21.08.2020 г. к контракту N0104300011320000034 от 13.08.2020 г. внесены изменения, касающиеся увеличения цены контракта на 303 510,00 руб.
Таким образом, действия заказчика, заключившего дополнительное соглашение с обществом с ограниченной ответственностью "Империя-А" в допустимых пределах, установленных пп.б п.1 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе (_10%) не противоречат и не нарушают положения Закона о контрактной системе.
Довод о том, что в электронном аукционе принимали участие коммерческие организации, предоставившие заявку с меньшей стоимостью работ, чем общество с ограниченной ответственностью "Империя-А" выполнило по факту, а именно сумма цены контракта и цены дополнительного соглашения не нашел своего подтверждения, так как, положения ст. 95 Закона о контрактной системе позволяют увеличивать или уменьшать цену контракта по соглашению сторон, в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Также в поступившем обращении указывается, что с 10.07.2008 г. по 17.01.2020 г., согласно сведений по форме 2-НДФЛ в отношении а также выписке из ЕГРЮЛ в отношении общества с ограниченной ответственностью "Империя-А",., утвердивший документации об аукционах являлся учредителем общества с ограниченной ответственностью "Империя-А".
Согласно п.9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч.5 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п.9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016) участник закупки должен соответствовать требованиям, предусмотренным Закона о контрактной системе, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Соответственно, обеспечение конкурентной среды посредством соблюдения требования закона об отсутствии между участниками закупки и заказчиком конфликта интересов необходимо на всем протяжении организации и проведения закупок: с момента подачи участниками закупки заявок до момента выявления победителя.
Электронные аукционы N0104300011320000033 "Работы строительные по прокладке местных трубопроводов воды или сточных вод" и N0104300011320000034 "Работы по бурению водозаборных скважин или отрывке колодцев, требующие специальной квалификации" размещены на официальном сайте ЕИС 22 июля 2020 года.
Таким образом, Инспекция не усматривает нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика и уполномоченного органа.
Инспекция на основании ст.99 Закона о контрактной системе, Правил,
Решила:
Признать в действиях заказчика и уполномоченного органа отсутствие нарушений положений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 15 июля 2015 г. N 007/06/99-744/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2021