Резолютивная часть решения оглашена 08.07.2021
В полном объеме решение изготовлено 13.07.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий Управления строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района (далее - Управление строительства КМР, заказчик) по соблюдению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Газоснабжение жилых домов: улиц Октябрьская, Мира, Пролетарская, Ф. Глазырина, Ленина с д. N1 по д. N49, 1 Мая, 8 Марта, Чапаева, Береговая с. Булзи Каслинского района Челябинской области" (извещение N 0169300028121000158), на основании информации о нарушении требований действующего законодательства, поступившей от ООО "Стигматранс", при участии в заседании Комиссии посредством видеоконференц-связи:
- представителя заказчика Пильщиковой Д.В., действующего на основании доверенности;
- представителя Администрации Каслинского муниципального района (далее - уполномоченный орган) Яночки А.В., действующего на основании доверенности от 24.02.2021 N 3,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 30.06.2021 поступила жалоба ООО "Стигматранс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Газоснабжение жилых домов: улиц Октябрьская, Мира, Пролетарская, Ф. Глазырина, Ленина с д. N1 по д. N49, 1 Мая, 8 Марта, Чапаева, Береговая с. Булзи Каслинского района Челябинской области" (извещение N 0169300028121000158) (далее - аукцион, закупка).
Жалоба возвращена заявителю на основании решения Комиссии Челябинского УФАС России от 02.07.2021 по делу N 607-ж/2021 в соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 23.06.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 286 318 рублей 62 копейки.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 01.07.2021 в 08:00 (мск+2).
На дату рассмотрения обращения контракт не заключен.
Доводы обращения ООО "Стигматранс" заключаются в следующем.
В пунктах 9.2, 9.4, 9.7 проекта контракта, размещенного в составе аукционной документации, ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлена в недействующей редакции Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление Правительства РФ N 1042).
Представитель заказчика представил письменные пояснения, из которых следует, что заказчик не отрицает, что ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлена в недействующей редакции Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителя заказчика, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе внесены изменения, которыми слова "в виде фиксированной суммы, определенной" исключены.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042" внесены изменения в Постановление Правительства РФ N 1042. Так, слова "в виде фиксированной суммы, определяемой" исключены из Постановления Правительства РФ N 1042.
Вместе с тем, в пунктах 9.2, 9.4, 9.7 проекта контракта условия об ответственности установлены не в актуальной редакции законодательства о контрактной системе, а именно содержат слова "в виде фиксированной суммы", что не соответствует части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктам 3, 5, 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
2. Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ N 570 от 15.05.2017).
Постановлением Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - перечень видов работ).
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Таким образом, в случае, если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно Постановлению Правительства РФ N 570 от 15.05.2017, то заказчик обязан в документации о закупке, в том числе проекте контракта, предусмотреть:
- возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам;
- возможность включения в проект контракта конкретных видов и объемов работ из числа возможных видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017, определенных по предложению подрядчика, исходя из сметной стоимости работ, предусмотренной проектной документацией, составляющие в совокупном стоимостном выражении не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта;
- ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в виде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости указанных работ.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0169300028121000158, пункту 5 информационной карты документации об электронном аукционе предметом электронного аукциона на заключение муниципального контракта является выполнение работ по строительству объекта "Газосажение жилых домов: улиц октябрьская, Мира, Пролетарская, Ф.Глазырина, Ленина с д. N1 по N49, 1 Мая, Чапаева, Береговая с. Булзи Каслинского района Челябинской области.
Однако в нарушение требований части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 заказчик не предусмотрел в аукционной документации, проекте контракта возможные и конкретные виды и объемы работ по строительству, а также ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству.
3. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Статьей 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрены особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Из части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе следует, что выполнение работ по контракту, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Согласно части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя 05.06.2018 N336/пр утверждены Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты, выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Предметом рассматриваемой закупки является строительство объекта "Газоснабжение жилых домов: улиц Октябрьская, Мира, Пролетарская, Ф. Глазырина, Ленина с д. N1 по д. N49, 1 Мая, 8 Марта, Чапаева, Береговая с. Булзи Каслинского района Челябинской области".
Однако заказчиком в нарушение части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в контракте отсутствуют график выполнения строительно-монтажных работ и график оплаты, выполненных по контракту (договору).
В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В исполнение части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе утвержден Приказ Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" (далее - Порядок).
Согласно пункту 34 раздела 6 Порядка в проекте сметы контракта указывается наименование, единица измерения, количество (объем) конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, цена каждого конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ на единицу измерения и с учетом объемов работ, определенные в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ, а также цена конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (на принятую единицу измерения и всего). Рекомендуемый образец проекта сметы контракта приведен в Приложении N 6 к Порядку.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в нарушение части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, пункта 34 раздела 6 Порядка в составе документации об аукционе не размещен проект сметы контракта.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком и уполномоченным органом, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 3, 5, 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, частей 2, 6, 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017, пункта 34 раздела 6 Порядка, утвержденного Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
2. Выдать заказчику, аукционной комиссии, электронной площадке предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
Е.Н. Сарсенбаева
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N проверки - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 июля 2021 г. N 074/06/99-1781/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2021